Забытые вездеходы: супер-УАЗы, о которых вы не слышали
В 1960 году началась работа над снегоходным УАЗ-451С на базе «головастика». Передние колеса заменили на металлические управляемые лыжи, а задние – на резино-металлические гусеничные движители. По задумке, сезонное зимнее оборудование могло существенно расширить область применения машины.
Опытные образцы тестировались в течение шестидесятых годов. На завершающем этапе, зимой 1966-го, они прошли по маршруту Новосибирск – Омск – Кустанай – Уральск – Ульяновск. Как отмечает сам производитель, в Сибири и Казахстане грузовики почти нигде не встречали непроходимых преград. Санно-тракторные дороги они штурмовали со скоростью 40-45 км/ч, а снежную целину – при 15-20 км/ч.
Для превращения колесной части в полугусеничную в полевых условиях требовалось около часа времени и двух человек.
Шестиколесным бывает не только Mercedes-Benz G-Class или тюнинговый Land Rover Defender. В 1973 году ульяновское предприятие экспериментировало с трехосным микроавтобусом 452К. Дополнительная ось нужна была не только для повышения свойств на пересеченной местности, но и для увеличения пассажировместимости до 16 человек.
Завод в итоге отказался от трехосника из-за высокого расхода топлива и большой массы. Тем интереснее, что в конце восьмидесятых с оглядкой на УАЗ-452К в Грузии построили реанимационную модель «Медея» для работы в труднодоступных районах республики.
«Медеи» выпускались на предприятии кооператива «Вездеход» в городе Болниси с 1989 по 1994-й. Ежегодно производили порядка полсотни машин.
В 1976 году УАЗ разработал еще один шестиколесник – модель 452 ДГ. На сей раз он предстал в виде грузовика с увеличенной до двух тонн грузоподъемностью.
При движении по твердой ровной поверхности автомобиль приводили в движение колеса средней оси. На пересеченной местности можно было синхронно подключить переднюю и заднюю ось.
Несмотря на преимущества автомобиль в серию не пошел – мотор был откровенно слабоват для возросшей нагрузки, да и расход топлива вырос. В итоге все ограничилось несколькими прототипами, которые работали развозными грузовиками на Ульяновском заводе.
Возможно кого-то это удивит, но в СССР тоже был свой «Ягуар» – название носила экспериментальная амфибия УАЗ-3907. Ее разработка началась в 1976 году.
«Ягуар» – это водоизмещающий кузов, два гребных винта перед задним мостом, а также двигатель, компоненты трансмиссии и ходовой части внедорожника УАЗ-469. На воде функцию рулей выполняют передние колеса.
К концу восьмидесятых в Ульяновске собрали 14 прототипов. Амфибию приняли на вооружение, но серийной она так и не стала. А ведь «Ягуар» мог не только послужить армии, но и пойти в народ...
Перед вами УАЗ-3172, экспериментальный вездеход, который проектировали в начале девяностых годов по заказу Министерства обороны.
Автомобиль задумывался в качестве замены УАЗ-3151, имел неразрезные мосты на пружинах и отличную внедорожную геометрию. Дорожный просвет – огромные 330 мм.
Кроме военной версии планировалась гражданская модификация УАЗ-3172-01 «Симбир» с цельнометаллическим кузовом и цивильным салоном.
Знакомьтесь, УАЗ-296601-020. Выглядит как «469-й» после стороннего тюнинга, а по факту представляет собой армейский внедорожник для перевозки десяти бойцов стрелкового отделения. Подвеска стандартная уазовская на рессорах, но колесная база трехметровая, а двигатель – 2,3-литровый дизель IVECO.
В девяностых у легендарной и почти бессмертной «Буханки» мог появиться преемник в лице УАЗ-3972, внешне немного напоминающий австрийский Pinzgauer. Увы, проект появился в тяжелое время и остался одним из безвестных героев советского автопрома. На военной модификации планировали применить мосты с колесными редукторами, которые обеспечивали дорожный просвет в 325 мм. У гражданского исполнения с обычными мостами клиренс составлял 220 мм. Также УАЗ-3972 отличался в лучшую сторону от устаревшей «буханки» заметно более удобным салоном. Всего предприятие построило три прототипа санитарных автомобилей для армии и один экземпляр для народного хозяйства.
К огромному сожалению в серию не пошел полноприводный микроавтобус УАЗ-3165 «Симба», который показали в 1999 году. А ведь этот симпатичный автомобиль мог прийтись по вкусу любителям охоты, рыбалки и внедорожных путешествий.
УАЗ-3165 «Симба» задумывался в качестве преемника «Буханки», но архаичный утилитарник вновь победил и отказался освобождать конвейер. Принципиальными отличиями от последней кроме экстерьера и интерьера была передняя пружинная, а не рессорная подвеска. Кроме того, двигатель переехал из салона в моторный отсек. По агрегатам автомобиль унифицирован с другими ульяновскими внедорожниками.
В 2003-м предприятие показало доработанный вариант 3165М с другой отделкой салона и внешними апгрейдами.