Никогда так не делайте зимой: 7 опасных водительских ошибок
Зимой на дорогах торжествует не крестьянин, а человеческая глупость, невнимательность и дремучесть. Знаем, звучит жёстко, но водители зачастую совершенно не подготовлены к сложным погодным условиям и совершают ошибки, которых можно избежать даже при отсутствии контраварийной подготовки. Одни пустяковые и досадные, другие могут стоить жизни.
Прижиматься к машине спереди
Летняя привычка ездить «бампер в бампер» часто приводит к ДТП даже на горячем от палящего солнца асфальте, а зимой, в сложных условиях, и подавно. Что может произойти при хроническом недержании дистанции, надеемся, понятно даже новичку: любое неожиданно резкое торможение машины впереди гарантированно закончится приездом в её задний бампер.
Например, водитель, у которого лучше шины, в самый последний момент увидел пешехода и нажал на тормоз в пол, рассчитывая, что тот парень сзади соблюдает дистанцию. В общем, не стесняйтесь держать дистанцию, увеличивая её по мере ухудшения дорожных условий и роста скорости движения.
Увлекаться скоростью
Слишком активные и бездумные действия с педалью газа зимой чреваты неприятными последствиями. Самый очевидный вариант — неспособность остановится вовремя из-за высокой скорости движения. Другой пример — слишком высокая скорость в повороте. Зимой такая ошибка при отсутствии должных навыков может встать боком в прямом смысле.
Испугавшись, что машина отказывается поворачивать, водитель наверняка резко топнет по педали тормоза, а затем в панике докрутит руль. Все это может привести к потере устойчивости в повороте и неизбежному сходу с траектории. Сбрасывайте скорость заранее, ведите автомобиль по дуге плавными движениями и на ровной тяге.
Крутить рулем «под газ»
Когда вокруг всё белым-бело следует помнить о базовых правилах безаварийного ускорения. Разгон следует выполнять на прямых колесах, в противном случае маневр может закончиться разворотом и бурными аплодисментами окружающих. Снежные переметы также надлежит пересекать на прямых колесах.
Помните: зимой нет места резкости в движениях и не должно быть вольностей, которые мы позволяем себе в летний период, надеясь на сцепные свойства шин и чистый прогретый асфальт. Всё необходимо делать плавно и загодя.
Тормозить в заносе
Левая педаль некоторым может показаться спасительным инструментом и панацеей — нажал её и все проблемы решены, машина раз и затормозила! Но одно дело экстренно гасить скорость на прямой, и совсем другое – использовать тормоз, когда машина потеряла управление.
Тормозить в повороте или во время скольжения (не важно, занос это или снос) необходимо очень аккуратно — в противном случае вы можете наломать еще больше дров. При заносе на заднеприводном автомобиле попробуйте плавно приотпустить газ, а на переднеприводнике — добавить тягу. Но когда ситуация безвыходная и выровнять машину не удается — ставьте колёса прямо и жмите на педаль тормоза, если позволяют обстоятельства. Лучше всего, конечно, найти время и пройти подготовку на контраварийные курсы, чтобы получить соответствующие навыки и повышать уровень мастерства с чётким пониманием процессов.
Ещё одной ошибкой при возникновении заноса является опоздание с корректирующими действиями рулем вкупе с неправильным хватом. Самая большая проблема в том, что ошибки с рулением имеют свойство накапливаться как снежный ком и к очередному «хлысту» (колебанию задней оси) машина становится совершенно неуправляемой.
Слепо верить электронике
В более-менее современных автомобилях часто встречаются всевозможные электронные помощники водителю. Неусыпно следящие «стражи» — это безусловное благо, ибо они действительно способны предотвратить серьезное ДТП. Но у страхующей электроники есть и обратная сторона — она здорово расслабляет водителя. Некоторые автомобилисты могут решить, что при возникновении аварийной ситуации даже руль трогать не нужно — машина всё сделает сама. Но это не так. Если вас начало крутить, то ассистенты закончились — началась физика.
Системы курсовой устойчивости работают по-разному: на одних автомобилях они допускают легкие скольжения, на других пресекают из в зародыше. Работа антиблокировочной системы тормозов тоже зависит от типов покрытия — на одних она настроена идеально, а на других — на сыпучих и рыхлых поверхностях или на неровной дороге — может увеличивать тормозной путь.
Переоценивать полный привод
Четыре ведущих, учитывая характер зим в средней полосе России, весьма полезная штука, но и ей нужно уметь пользоваться. Некоторые водители недоумевают — как это их современный навороченный кроссовер развернуло поперек дороги, и делают вывод, что им продали плохой автомобиль. Но проблема не в машине, а в водителях.
Системы полного привода глобально различаются. Скажем, бездифференциальное подключение передней оси (парт-тайм), которое можно встретить разве что на хардкорных внедорожниках, это одно. Совсем другое — система BMW xDrive, способна перераспределять крутящий момент между передней и задней осью, изменяя характер управляемости. Полный привод нужная и важная штука, но законы физики никто не отменял: разгоняются машины со всеми ведущими колесами быстрее моноприводных, но тормозят все одинаково. Не забывайте об этом.
Ездить зимой без навыков
Слабая подготовка многих водителей к зиме, отсутствие элементарного понимания процесса управления автомобилем и отсутствие желание получить важные навыки, часто не позволяют безопасно выйти даже из не самых сложных ситуаций. Не ленитесь постигать тонкости пилотажа — посещайте контраварийные курсы, тренируйтесь на закрытых площадках, познавайте все особенности управления собственным автомобилем в безопасных условиях – возможно, когда-нибудь этот бесценный опыт позволит вам избежать серьезной аварии.