Практика4 мин.

Теория бессмертия: как продлить срок службы двигателя

Раньше некоторые моторы называли миллионниками из-за заложенного в них производителем впечатляющего ресурса и живучести. Но реально ли в наши дни постараться и увидеть заветный миллион на одометре?

© Depositphotos

Как продлить жизнь мотору. Не так давно российские автомобилисты были убеждены в том, что большой двигатель из США способен пройти расстояние до Луны и не сломаться, благо конструкция располагает, а регулярное обслуживание якобы не требуется. Выносливость многих старых агрегатов (необязательно американских) действительно стала легендарной, однако вряд ли будет преувеличением сказать, что часть из них как раз сгубила репутация сверхнадёжных.

Оговоримся сразу — по нашему мнению, увидеть на одометре единичку с шестью нулями возможно лишь в отдельных случаях. Мотор мотору рознь: одни агрегаты действительно способны намотать фантастический километраж, другие же физически на это неспособны. Ко второй категории в большей степени относятся многие современные разработки, которые в среднем стали более нежными и «хрупкими». Следует взглянуть правде в глаза — сейчас водителям, скорее всего, не нужны рекорды надежности. Среднестатистический пользователь не собирается ездить на одной машине всю жизнь.

Причины проблем моторов последних поколений складываются из разных факторов. Здесь и усложнения конструкции, например, массовое внедрение турбонагнетателей и систем непосредственного впрыска топлива, и высокая тепловая нагруженность в угоду экологии, и другие нюансы вроде алюсилового покрытия стенок цилиндров, которое снижает сопротивление на трение, но боится закоксовки поршневых колец и другой «грязи».

Немного статистики. В мире есть когорта автомобилей с официально зафиксированным «астрономическим» пробегом. Дизельный Mercedes-Benz E-Class W124 1992 года выпуска, принадлежащий сотруднику завода «трехлучевой звезды» намотал миллион километров. И вы зря думаете, что это рекорд! Porsche 356 1964 года, которым владеет американец Гай Ньюмарк проехал свыше 1,6 млн километров, а Volvo P1800 1966 года Ирва Гордона преодолел… почти 5 млн километров! Все это старые или очень старые машины. Совпадение? Сейчас пробеги в районе 200 тысяч километров многим кажутся предельной величиной, после которой машину надо продавать, а брать такое «старье» и вовсе Боже упаси. Такие нынче времена…

Между тем, есть достаточно простые способы продлить жизнь двигателю, если не до миллиона километров, то хотя бы до максимально возможного значения. Если вы покупаете подержанную машину, то стоит узнать о слабых местах мотора. Есть ли статистика о пробеге, при котором сдается цилиндро-поршневая группа? Как обстоят дела с газораспределительным механизмом? Не превращаются ли звездочки на балансирных валах в эллипсы со всеми вытекающими последствиями? За возможные и характерные неисправности вам придется расплачиваться своими кровными.

© Depositphotos

Прописная истина в том, что любая, даже самая надёжная машина нуждается в регулярном обслуживании. Казалось бы, это известно всем, но некоторые забывают о простых вещах и результат не заставляет себя ждать.

Автомобиль — штука почти одушевленная, а значит, способна предупреждать водителя о начинающихся неисправностях. Как сказал великий гонщик Вальтер Рёрль, «машина — это не человек, к ней нужно с любовью относиться». Значит, не следует игнорировать сигналы, подаваемые верным «конём» — посторонние шумы, вибрации, даже запахи… Конечно, можно не мешать машине работать, но куда разумнее время от времени посещать сервис для профилактики и выявлять возможные неисправности на подступах. Помните, что своевременный ремонт порой позволяет сэкономить значительные суммы, которые впоследствии придется отдать за серьезное «лечение» агрегатов и узлов. Опять же очевидный момент, но, как показывает практика, очевиден он далеко не для всех.

Если вы хотите продлить жизнь мотора, избегайте регулярных резких стартов и езды на пределе. Подобные режимы не идут на пользу, даже если у вас спорткар, который создавался с расчётом на соответствующую манеру езды. «Для чего тогда покупать спортивную машину», — спросите вы? Резонное замечание, спорить не станем.

© Depositphotos

Масло нужно менять вовремя — это всем известно, но некоторые напрочь забывают о сервисном интервале. Автору этих строк известен Volkswagen Tiguan, не видевший замену масла… минимум 30 тыс. километров. Если машина у вас возрастная, то есть смысл перейти на смазочные материалы с увеличенной вязкостью для компенсации зазоров, появившихся вследствие износа. Кроме того, в маслах подобного типа содержатся присадки, полезные для немолодых моторов.

Состояние системы охлаждения – ещё один кирпич в фундаменте долголетия. Уровень антифриза, чистота радиатора, целостность патрубков, которые, будучи «уставшими», могут лопнуть на жаре — все это чрезвычайно важно. Стоит помнить, что одни моторы худо-бедно переживут перегрев, а для других он смерти подобен: скажем, пробьет прокладку головки блока цилиндров со всеми вытекающими последствиями.

© Depositphotos

Зимняя эксплуатация — отдельный разговор. Мы часто касались темы прогрева двигателя в холодное время года и напомним, что отправляться в дорогу сразу же после запуска нежелательно. Пусть мотор поработает пару минут, затем дайте ему прогреться в движении и не нагружайте оборотами. Длительная работа на холостом ходу для агрегата не полезна как минимум в виду расхода моторесурса. Кроме того, старайтесь не ездить с почти пустым баком. Во-первых, на дне его не особенно чисто, во-вторых, бензонасос может хлебнуть воздуха.

Ресурс автомобиля расходует и перегруз. Если превращать коня в мула, то он не скажет вам спасибо — систематическое превышение полной допустимой массы повлияет на подвеску, а в особо тяжелых случаях на кузов и уж точно не добавит здоровья двигателю.

Бывалый автомобилист скажет, мол, эти парни говорят известные всем банальности, которые полезны разве что для новичков. Но давайте начистоту — все ли предписания для продления срока службы вы выполняете? И самое главное: действительно ли вам нужно ли, чтобы машина ездила долго?

Источник фото:Depositphotos