Не влезай — убьёт: самые сложные и дорогие ремонты автомобиля
Механики, волей случая и 2022 года ставшие сегодня во многом и археологами, рассказали забавный анекдот: многие люди сейчас покупают машины, которые продавали 5-7 лет назад. Не свои, естественно, а такие же: той же марки и модели. Так выросли цены, таким стал российский автомобильный рынок. Пышным цветом расцвёл сегмент «некропремиума»: продав вдвое дороже простенький KIA, народ заглядывается на Range Rover, Mercedes и прочих «грандов»: на добротный автомобиль, конечно, не хватает, да и кто его, добротный, сейчас продаст, а вот на «проблемные» — с запасом. Так, чтобы после покупки взять сверху красивые диски, поменять тормозные колодки и масла со свечками.
Да вот только некоторые проблемы машин, продающихся по привлекательным ценам, за пару заездов на СТО не решить. А иногда и вовсе не решить. Позволим себе парочку примеров.
Истлевший кузов
Самый сложный, дорогой и долгий ремонт — «кузовня». Цена на покраску детали, во многом из-за подорожавших компонентов и красок, дошла до каких-то фантастических высот: за капот уже просят чуть ли не 50 000 рублей. Однако настоящая сокровищница для мастера открывается в недрах пола и багажника, порогов и стоек — ржавчина. Удаление коррозии, «разделочные работы», подгонка новых деталей, сварка, обработка и покраска — это сотни тысяч рублей. Для закрепления: замена пары порогов прямо сейчас в Москве с деталями и работой стоит от 60 000 рублей. «Вот эта вот маленькая некритичная дырочка» переводится на русский как «латать, не за что хватать, варить и красить оба два».
Полы, ниша запаски в багажнике — дорого. Но переварить, например, один «стакан» — точку крепления переднего амортизатора — сказочно дорого: на простенькую и сверхмассовую «японку» такая работа обойдётся от 50 000 до 80 000 рублей. Это если поискать: с ноги в ближайший к дому сервис — ещё дороже. Таким нехитрым образом, «повидавший» Mercedes с хорошей скидкой обходится дороже, чем аналогичный, но целый. А денег восстанавливать — нет, всё вложено в покупку. Так во дворах и гаражных кооперативах прописываются «долгострои», многие из которых до перехода в иное состояние дойдут уже при следующем любителе «удачных покупок».
Нарушенная геометрия
Хуже всей ржавчины и сквозных коррозий в мире — нарушенная геометрия. Вследствие серьёзной аварии или посредственного ремонта машина теряет свои заводские параметры, становится кривой в прямом смысле слова. Ночью в тёмном переулке за гаражами, под гомон слегка опоздавших купцов, где обычно и заключаются подобные сделки, таких подробностей не разглядеть. Их определят уже на сервисе, где новоявленному владельцу «хорошего, но срочно нужны были деньги/переезд/долги» автомобиля честный мастер скажет: «Здесь уже ничего не сделать, продавайте на разборку или ищите дурака». А найти самого себя без зеркала очень и очень сложно.
Машины с нарушенной геометрией — это самый лютый из возможных «провалов» в покупке подержанного автомобиля. Ничего хуже нет и быть не может, поскольку замена кузова — а это единственный возможный выход — чрезвычайно сложная с юридической точки зрения процедура. И пройти её дано не каждому.
Гнилые номера
Очень много автомобилей на досках бесплатных объявлений продаются с дисконтом именно по этой проблеме: цифры на номерных деталях не читаемы. А кузов, рама и двигатель — это номерные детали, которые сотрудник МОТОТРЭР обязательно проверит при постановке на учёт. Начав сомневаться — может и не дать положительное заключение. Завидев хоть малейшие следы воздействия — тут же отправит на экспертизу, вероятность положительного исхода которой — 50 на 50. Да и как можно быть уверенным в том, что когда-то в богатые годы прошлый владелец не заменил мотор, купив контрактный вместо изношенного?
Более того, процент автомобилей, где в документах ошиблись цифрой — невероятно велик. Полностью законную, но старую машину, где на VIN-коде появилась даже не ржавчина, а патина — уже сложно поставить на учёт, уже будут вопросы и сомнения, полицейский будет внимательно смотреть на реакцию владельца и гадать, пытается тот его обмануть или нет. А уж коли цифр не видно — быть экспертизе, на которой могут выявить слишком много не позволяющей поставить на учёт информации. И отправится машина обратно на доску объявлений: «купил недавно, все документы есть, классная, но срочно нужны деньги».
Безопасность
Старенькие «японцы» и «корейцы», простенькие, но надёжные, сейчас стоят в стороне от реалий современного авторемонта и смеются в голос: без специального компьютера — и колодки не заменить. Чего уж говорить про сложные операции вроде замены рулевой рейки, да, BMW-шники, различных адаптаций фар, которые так любят владельцы Jaguar, и многого другого. Но главный и самый разверзнутый ад — это безопасность: ремни, подушки, электроника. Кто сейчас в России с этой проблемой столкнулся — соврать не даст. Здесь даже не в деньгах зачастую дело: порой восстановить тот или иной стрельнувший во время ДТП SRS-airbag технически невозможно.
В качестве примера — современные модели кроссоверов Mercedes, бренда, который из России вышел широким шагом, попутно сжигая мосты. Дилеры от общей базы отключены, а каждая подушка безопасности требует электронного сопровождения. Иначе умная электроника машины её просто не увидит. Впрочем, чтобы что-то прописать, это что-то сначала нужно отыскать, купить и привезти: а с этим тоже невероятно сложно. Ведь на российские, то есть официально у нас проданные автомобили, американская или австралийская подушка не встанет. Чувствуете подвох?
Проблемы с электрикой
Самый ценный специалист в любом автосервисе — диагност и по совместительству электрик. Самая высокая зарплата у него не просто так: порой на поиск проблемы уходят сутки, а хорошо владеть мультиметром и обладать распечатанной схемой — недостаточно. Провода гниют и ломаются, колодки рассыпаются, а шаловливые руки российских автовладельцев ради очередного USB-порта или магнитолы с большим экраном способны врезаться в заводскую проводку в самых неожиданных местах. Самое страшное без всяких сомнений — старые сигнализации, которых на одной машине можно найти сразу несколько. Из личного опыта — до трёх. Все они способны вызывать «фантомные боли», периодически оживая и вновь угасая, а ведь для поиска причин проблемы, эту самую проблему нужно поймать. А так — сплошная «угадайка».
Автомобиль с большим количеством кустарных доработок, выполненных самим хозяином, его друзьями по гаражному кооперативу и соседним с домом автосервисом — всегда «ящик Пандоры», открывая которой стоит быть готовым ко всему. Например, к полной перетяжке всей подкапотной косы проводов, вырезанию многочисленных музыкальных приборов, поиску скруток и многому-многому другому. Кстати, гарантию, что вышеперечисленные процедуры дадут результат, никто не даст. Это надо держать в голове.
Тюннинг
Коль уж заговорили про тюнинг — закончим тему. «Корчи» и прочие видоизменённые машины, в которых другой мотор, улучшенная подвеска, альтернативная турбина, увеличенный и переделанный радиатор, доработанная трансмиссия и далее по списку — билет в один конец. В случае поломки, отремонтировать такую просто невозможно. Присутствуя однажды в эпический момент радости от покупки Mark II — понятное дело, что в 2022 году это была далёкая от заводской комплектации машина — первый вопрос хозяину был именно о доработках: а известно от чего тот или иной узел, который, судя по самолепному креплению, пришёл из вне? Владелец отмахнулся. Вот и вспоминает сейчас от чего у него тормозные суппорты, а от чего — тот самый радиатор. Тяжело идёт, без проблесков.
Безусловно, осмотр автомобиля стоит начинать с документов: кривые, залоговые и прочая «специфика» — оставляем сразу на откуп людей, которые знают куда и, главное, к кому идти. Отчёты сейчас покупают все, и в трёх случаях из четырёх проблемы могут быть выявлены уже на этом этапе. Но после проверки юридической составляющей, нужно обязательно свозить предмет своих устремлений на проверенных сервис, оплатить все возможные и невозможные диагностики и принимать решение уже имея на руках честный диагноз, а не слова владельца, который на самом деле друг владельца, вернее, не владельца, а его сестры, причём не друг, а так, школьный товарищ. Кстати, если на сервис ехать отказывается — это знак свыше. Его тоже важно не пропустить.