Автомобиль впервые преодолел длинный маршрут без помощи человека
© Кристина Кормилицына / РИА Новости
Особенность поездки заключалась в том, что машина контролировала себя сама на всём пути. Специалист, находившийся на месте водителя, не брал управление на себя ни разу. Весь процесс фиксировали три салонные камеры: одна снимала дорогу через лобовое стекло, вторая была нацелена на рулевое колесо, а третья — на пространство у ног инженера-испытателя.
За рулём виртуально находилась уникальная технология автономного вождения, созданная разработчиками компании. Её главный компонент — нейросеть-трансформер, которую обучили с использованием большого количества информации о поведении профессиональных шофёров. Этот искусственный интеллект не только анализирует дорожную обстановку, но и предугадывает манёвры других машин, чтобы выстраивать оптимальную и безопасную траекторию движения.
Под управлением этого электронного планировщика автомобиль демонстрировал уверенную езду: он совершал обгоны, пропускал автобусы, аккуратно огибал участки с ремонтными работами и проезжал платные отрезки пути с использованием транспондера. Маршрут пролегал как по городским улицам Москвы и Тулы, так и по дорогам местного значения и скоростной федеральной трассе М-4 «Дон».
Компания ведёт работу над системой беспилотного управления с 2017 года. Сегодня её применяют не только в легковых автомобилях, но и в большегрузных фурах и роботах-курьерах, а в перспективе технологию адаптируют и для человекоподобных роботов. Например, беспилотные грузовики «Яндекса» уже с мая 2025 года выполняют реальные коммерческие перевозки для одной их торговых сетей по направлению Коломна — Тула. За время работы они накопили пробег свыше 130 тысяч километров и доставили примерно 4 тысячи тонн различных товаров. В планах компании на 2026 год — расширить географию таких грузоперевозок, а к 2027 году — увеличить парк автономных тягачей до одной тысячи единиц.
Что касается легковых машин, то их также тестируют в качестве роботакси. Первый подобный эксперимент прошёл в 2023 году в московском районе Ясенево. За три месяца беспилотники совершили больше 1 700 поездок с людьми на борту. Уже в 2026 году «Яндекс» намерен запустить службу роботакси и в других частях столицы. Для перевозок пассажиров выделят 200 самоуправляемых автомобилей, которые можно будет вызвать через привычное приложение. Чтобы такие машины было легко отличить в потоке, компания разработала для них свой дизайн.