Сибирские учёные совершили прорыв в очистке дизельных выхлопов
© Depositphotos
Стандартные системы очистки основаны на керамических блоках, покрытых оксидом алюминия с частицами платины и палладия. Концентрация драгметаллов в них начинается от 30 граммов на кубический фут (примерно 1 грамм на литр), и это очень много, следовательно, дорого.
Специалисты Федерального исследовательского центра «Институт катализа СО РАН» нашли способ кардинально сократить эту цифру. Благодаря добавлению в состав покрытия 5% оксида марганца, им удалось добиться синергетического эффекта. Это позволило снизить содержание платины до 0,17 грамма на литр, а палладия — до 0,17–0,35 грамма на литр.
Но главное — новый катализатор не только экономичнее, но и эффективнее. Он «просыпается» и начинает работать при температуре всего 180 градусов Цельсия, окисляя 50% углеводородов и 90% угарного газа ещё до полного прогрева двигателя. Для сравнения, обычный промышленный образец запускается только при 250 градусах.
Таким образом, разработка новосибирских учёных решает сразу две задачи: снижает себестоимость систем очистки и повышает их экологическую эффективность на старте, когда двигатель наиболее «грязный». Технология уже прошла успешные испытания.