Статьи2 мин.

Как сделать так, чтобы российские дороги были чистыми

Как выяснилось, есть простые, но притом эффективные способы решения проблемы.

© Кирилл Каллиников / РИА Новости

Эксперт Антонова рассказала, откуда возникает пыль на дорогах весной. Об этом редакции Quto поведала Юлия Антонова, исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта. Спойлер: появление пыли на дорогах весной непосредственно связано с теми противогололедными материалами, которые использовали в зимний период для борьбы с наледью, а также несоблюдением технологии их применения.

К сожалению, ещё очень многие города России продолжают использовать песко-соляную смесь, которая не может раствориться, и остается на дорожном полотне.

Песок в течение зимы истирается под колесами транспортных средств и превращается в мелкодисперсную пыль. Она, в свою очередь, смешивается с остатками асфальта, шин, отходами транспортного комплекса, а весной поднимается в воздух.

По результатам исследования, проведённого СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России по заказу Национальной ассоциации зимнего содержания ОИиТ, установлено, что дорожный смёт более чем на 90% состоит из песка с примесью тяжелых металлов от автомобилей.

Из-за высоких концентраций остатков резины, битума, ГСМ, песка, нефтепродуктов, тяжелых металлов дорожный смёт относится ко 2 классу опасности. Кроме того, содержание таких опасных веществ, как никель, мышьяк, бензапирен, свинец, кадмий, превышено в нем в несколько десятков раз.

Помимо этого песок забивает поры асфальта и ливневые канализации и приходится выделять дополнительные бюджетные средства на их прочистку весной.

© Adobe Fotostock

Даже если в городе дороги обрабатывают исключительно технической солью (галитом), проблем не миновать – галит бывает разных категорий и в зависимости от этого может иметь в своем составе примеси, включая песок и глину.

К причинам появления грязи на дороге также можно отнести то, как расположены на ее уровне зеленые зоны и газоны. При отсутствии бордюрного разграничения земля вместе с тающим снегом стекает на дороги.

Проблему с запыленностью и накоплением дорожного смёта могли бы решить современные ПГМ – они:

  • относятся к классу безопасных (малоопасных) веществ,
  • очищены от разных примесей,
  • содержат биофильные добавки и ингибиторы коррозии, снижающие воздействие реагентов на автомобили и цементно-бетонные конструкции,
  • полностью растворяются за зиму,
  • их остатки не требуется вывозить после окончания сезона.

Уборка дорог весной в случае применения современных ПГМ сводится к простой промывке водой.

© Adobe Fotostock

Как пыль и грязь влияют на дорожные покрытия и ТС?

Пыль не наносит вреда дороге и транспортным средствам, страдает только их внешний вид. А вот песок, из-за которого образовалась пыль, способствует более быстрому истиранию дорожного полотна и появлению колеи.

Поскольку песок – это фрикционный материал, то для покрышек автомобилей он работает как наждачная бумага и снижает срок их службы. Также песок наносит вред лакокрасочному покрытию машин, образуя микроцарапины. Это, в свою очередь, ускоряет старение краски и приводит к возникновению ржавчины на кузове.

Могут ли пыль и грязь на дороге стать причиной ДТП?

Пыль и грязь на дороге особенно опасны во время дождя – из-за них появляется масляная пленка, которая заметно снижает коэффициент сцепления колес с дорогой, что может стать причиной ДТП.