Как дорожные камеры помогают победить нелегальные свалки и чёрных лесорубов
В День эколога редакция Quto рассказывает, как современные технологии помогают решать экологические проблемы.Транспорт остаётся главным загрязнителем городского воздуха во всём мире. Несмотря на все усилия экологов, выхлопные газы от автомобилей, автобусов, грузовиков и мотоциклов продолжают отравлять атмосферу.
В их составе опасный для здоровья угарный газ, вызывающие парниковый эффект углекислые газы, раздражающие дыхательные пути оксиды азота и вредные твёрдые частицы.
Человечество пока не нашло кардинального решения этой проблемы, но каждый может внести свой вклад: содержать транспорт в исправном состоянии и рациональнее использовать личный автомобиль.
© Сергей Ермохин / РИА Новости
Камеры против нелегальных свалок
Не все знают, что ещё один серьёзный фактор загрязнения окружающей среды — это нелегальные свалки строительных отходов. На стихийных свалках отсутствуют природоохранные сооружения, влагоизолирующий материал на дне котлована, защита грунтового слоя.
Бесконтрольная утилизация строительных отходов грозит загрязнением воды, почвы и воздуха, пожарами и появлением очагов инфекций. Между тем, до сентября 2024 года комплексы фотовидеофиксации использовались для выявления нарушений в сфере экологии, а именно — для контроля оборота строительного мусора.
К примеру, в Московской области с 2021 года действовала автоматизированная система «ОССиГ-контроль», благодаря которой количество нелегальных свалок строительного мусора снизилось более чем на 60%, а экономия бюджета на ликвидацию свалок составила более 150 млн рублей.
Система распознавала грузовики, перевозящие строительный мусор, контролировала маршруты их перемещения и фиксировала нарушения. Так удавалось предотвращать несанкционированный сброс строительных отходов за пределами специализированных полигонов.
© Константин Чалабов / РИА Новости
Камеры против чёрных лесорубов
Другой эколоический аспект — лес, который продолжают вывозить из страны по частям, бревно за бревном, зачастую незаконно. Проблема нелегальной транспортировки древесины остаётся острой, но в России уже есть технологии, способные помочь в её решении.
Ещё в 2017 году компания-разработчик комплексов фотовидеофиксации «Азимут 4» представила решение, позволяющее отслеживать перемещение древесины по дорогам. Это на сегодняшний день единственная технология, прошедшая успешные испытания и показавшая эффективность на практике.
Конечно, расставить камеры в каждом лесу невозможно, но этого и не нужно делать. Система способна фиксировать незаконные рейсы лесовозов прямо на трассах и передавать данные правоохранительным органам для оперативного реагирования. Теперь отследить «чёрный» лес можно не по слухам, а по номерным знакам.
© Евгений Одиноков / РИА Новости
Камеры против превышения скорости
Чем выше скорость — тем больше вредных выбросов Одним из самых эффективных инструментов в борьбе с нарушением скоростного режима сегодня считаются камеры фотовидеофиксации. Они не только фиксируют нарушения — они предупреждают их.
Благодаря им водители сбрасывают скорость, пользуются ремнями безопасности, не отвлекаются на телефон, реже выезжают на встречную — просто потому, что знают: наказание будет неизбежным. И это работает. Там, где устанавливают камеры, количество ДТП стабильно снижается, а дисциплина на дорогах растёт.
«Это заметно, когда многие регионы покупают большое количество комплексов. Внедряют прям массово — 100, 200, 300. Привлекают какого-то оператора, который устанавливает и обслуживает все комплексы. У людей создаётся ощущение неотвратимости наказания, которое влияет на поведенческую модель, и люди по-другому начинают водить — соблюдать ПДД», — отметил Александр Домбровский, заместитель генерального директора ГК «Урбантех».
Между тем, технологический контроль за вывозом строительного мусора, вырубкой леса и другими нарушениями, включая превышение скорости, от которых зависит экология страны, уже доступны в отечественных разработках и может быть внедрён во всех российских регионах.
