Термин «автомобиль повышенной проходимости» автоматически запускает в сознании набор ассоциаций. Перед взором вполне может промелькнуть рамный внедорожник с зависимой подвеской или неплохой «боеспособный» кроссовер. Но есть и другая, поистине поразительная порода — суперкары, которые способны покинуть асфальт и дать жару по грунтовке и даже более сложному покрытию. О них — серийных и экспериментальных — в нашем обзоре! Aixam Mega Track Один из самых харизматичных и во всех отношениях крутых представителей жанра — это легендарный Mega Track французской фирмы Aixam. Большинство автомобили в нашем рассказе более компромиссные в плане оффроудных способностей. Выпускавшийся с 1992 по 2000 год монстр совсем из другого теста. Он быстр на асфальте и при этом способен дубасить в темпе скоростного поезда по пересечённой местности. Особенно впечатляет, что суперкупе обходится задними ведущими колёсами! Изначально его хотели оснастить полным приводом, но разработка оказалась слишком сложной.Mega Track заряжен шестилитровым двигателем Mercedes-Benz V12 M120 мощностью 394 л.с. от флагманского седана S600 W140. Да, того самого, известного в народе как «шестисотый мерседес». Разгон до 100 км/ч занимает 5,4 секунды, максимальная скорость ограничена электроникой на 250 км/ч. Для машины родом из девяностых это великолепные характеристики. Заметим, огромной и тяжеленной машины! Длина — 5080 мм, ширина — 2220 мм, снаряжённая масса — 2280 кг. Чтобы титан не чувствовал себя чужим за пределами ровных дорог его снабдили подвеской с возможностью увеличить дорожный просвет до гигантских 340 мм. Шины гигантские: 285/55 ZR20 спереди и 325/50 ZR20 сзади. Определённо зверский аппетит удовлетворяет 110-литровый топливный бак. По разным данным, собрано 5-6 экземпляров, поэтому шансы встретить Mega Track на дороге околонулевые. Lamborghini Huracan Sterrato Крупным автобрендам не с руки строить эксклюзивные модели а-ля Mega Track буквально с нуля. Ежу понятно, что оффроудные суперкары — это игрушка для узкого круга почитателей, поэтому в качестве основы используется серийная продукция. Далее следует комплекс доработок и — вуаля, спецверсия готова! Именно по такому принципу построен Sterrato – суть оффроудный Lamborghini Huracan, выпущенный партией в 1499 штук. Дорожный просвет нарастили на 44 мм, переднюю колею расширили на 30 мм, а заднюю на 34 мм. «Внедорожности» добавляют накладки на колёсных арках, дополнительная оптика и шины Bridgestone Dueler AT002 с более «злым» проектором. В системе выбора режимов движения появилась настройка Rally в дополнение к пресетам Strada и Sport.Атмосферный двигатель V10 объёмом 5,2 литра от заднеприводного Huracan не изменился — он развивает 610 л.с. и 560 Нм. Тяга транслируется через семиступенчатый преселективный «робот» с двумя сцеплениями на все четыре колеса. Задняя ось — с самоблокирующимся дифференциалом. Внедорожная подготовка не прошла даром для темперамента суперкара. Например, он ожидаемо медленнее полноприводного 640-сильного Huracan Evo. Спринт до сотни занимает 3,4 секунды, предельная скорость ограничена 260 км/ч против 2,9 секунд и 325 км/ч у «Эво». Porsche 911 Dakar Титульный суперкар немецкой марки ассоциируется с виражами автодрома Нюрбургринг, поэтому видеть его во внедорожном амплуа довольно неожиданно. На самом деле модификация Dakar (тираж — 2500 штук) отдаёт дань уважения экспериментальному гоночному Porsche 911 с полным приводом, который выиграл ралли Париж-Дакар 1984 года. Так что историческое обоснование проекта весьма уверенное и захватывающее. В качестве платформы использовали купе 911 Carrera 4 GTS с 480-сильной оппозитной «твинтурбошестёркой». Коробка передач восьмиступенчатая автоматическая PDK, привод полный.Ключевой элемент Dakar – это доработанная для условного бездорожья подвеска. Клиренс вырос на 50 мм, а при необходимости машину можно приподнять ещё на 30 мм (до 191 мм) и двигаться в таком положении до 170 км/ч. Стандартно есть активные стабилизаторы поперечной устойчивости PDCC, полноуправляемое шасси, шины Pirelli Scorpion All Terrain Plus (размерность передних — 245/45 ZR19, задних — 295/40 ZR20), обвес из неокрашенного пластика, выведенная на крышу 12-вольтовая розетка для подключения дополнительной оптики и верхний багажник. Система выбора режимов движения заполучила настройки Rallye и Offroad. Автомобиль ожидаемо потяжелел и чтобы снизить массу до уровня исходного купе пришлось обойтись без заднего сиденья, использовать более тонкий стекла и облегчённый аккумулятор. В итоге Dakar весит 1605 кг (всего на 10 кг тяжелее, чем 911 Carrera 4 GTS), уступает в спринте до 100 км/ч всего 0,1 секунды (3,4 секунды). Но потолок его возможностей, обусловленный спецификой шин — 240 км/ч, в то время как асфальтовый Porsche выжимает 309 км/ч. Marc Philipp Gemballa Marsien Когда-то тюнинг-ателье Gemballa занимало отнюдь не последнее место среди специалистов по доработкам Porsche. Но в 2010 году её босс Уве Гембалла был убит, и дело продолжили сын Марк Филипп. Он основал собственную фирму и в 2021-м засветил сумасшедший проект Marsien (40 штук). Кульминация понятия «внедорожный суперкар» в чистом виде!Автомобиль построен на шасси Porsche 911 Turbo S (992) и имеет множество интересных отличий. Полностью оригинальный углепластиковый кузов в поршевском стиле — верхушка айсберга. Сюрпризы начинаются в разработанной совместно с компанией KW Automotive подвеске. Передние стойки Макферсон уступили место более изощрённой конструкции на двойных поперечных рычагах. Сзади переосмысленная многорычажка. Адаптивные амортизаторы сочетаются с системой регулировки клиренса (до 250 мм). Апгрейдами двигателя занималась знаменитая тюнинговая компания Ruf Automobile. Первый уровень форсировки предполагает увеличение отдачи до 750 Нм и 930 Нм (в стоке — 650 л.с. и 800 Нм). Вторая ступень с новыми турбонагнетателями и перепрошивкой софта — 830 л.с.Что касается динамики и максималки, Marsien является живым укором Sterrato и Dakar. Он чуть быстрее стандартного Porsche 911 Turbo S: разгон до 100 км/ч укладывается в 2,6 секунды (преимущество в 0,1 секунды), максимальная скорость — свыше 330 км/ч. Italdesign Parcour Когда название проекта начинается с всемирно известной карроццерии может сложиться впечатление, что самое крутое здесь — это дизайн. И действительно, суперкупе Parcour сногсшибательно выглядит! Ускорение до 100 км/ч за 3,6 секунды соответствует экстерьеру, благо 550-сильным V10 объёмом 5,2 литра и системой полного привода поделилась Lamborghini Gallardo. Но на этом уникальные фишки не заканчиваются.Подвеска — вот что делает Parcour по-настоящему универсальным бойцом. На каждое колесо приходится по два амортизатора, причём в городе используется лишь по одному. Остальные — если нужно увеличить дорожный просвет (диапазон 210-330 мм). То есть, даже в самом нижнем положении шоу-кар отнюдь не пузотёрка! Audi nanuk quattro Концеп-кар «четырёх колец» увидел свет вскоре после премьеры Italdesign Parcour и трактует идеи внедорожного суперкупе в более строгой и сдержанной манере.Шасси не столь сложное, хотя предусмотрена задняя подруливающая ось (угол отклонения колёс — 2,5 градуса) и регулируемая пневмоподвеска с возможностью уменьшить клиренс на 30 мм или приподнять на 40 мм. Двигатель, что интересно, турбодизельный пятилитровый V10 мощностью 544 л.с. GFG Style Kangaroo Идея внедорожного суперкара столь сильно захватила воображение и мечты Джорджетто Джуджаро (экс-Italdesign) и его сына Фабрицио, что в 2019 году их семейная фирма GFG Style представила проект на данную тему. Дизайн кузова великолепен — сразу видно, что над ним трудились истинные мастера. Салон с тремя экранами тоже производит вау-эффект. Но самое крутое — это опять же начинка!Силовая установка Kangaroo полностью электрическая с двумя 180-киловаттными моторами. Подвеска — с тремя режимами, меняющими не только дорожный просвет, но и развал колёс для изменения нюансов управляемости. При настройке Racing клиренс равен 140 мм, Road – 190 мм, Off-road – 260 мм.