Подержанные автомобили, по которым можно изучать историю марки Lada
20 июля 2025 года АвтоВАЗ отмечает знаменательную дату — 59 лет с момента основания.Ко Дню рождения бренда эксперты Авито Авто и редакция Quto подготовили подборку трех интересных экземпляров LADA, доступных на платформе: «Нива», «Восьмёрка» и Vesta — машин, которые не только оставили след в истории, но и продолжают ездить и вдохновлять автолюбителей.
Lada 4x4 (Нива) 2015 года выпуска
Открывает подборку легендарнaя Lada 4x4 (Нива) 2015 года выпуска, представленный в редкой экспедиционной комплектации. Этот автомобиль, оцененный владельцем в 1 300 000 рублей, воплощает уникальное сочетание заводской классики и профессиональной подготовки для экстремального бездорожья.
Экземпляр отличается современной пневматической системой управления блокировками и лебедкой, шноркелем, усиленными бамперами, спортивным рулем OMP Sand. При этом сохранены оригинальный двигатель и коробка передач.
История модели началась в 1977 году, когда «Нива» стала первым в мире полноприводным автомобилем с независимой подвеской и несущим кузовом. И хотя многие верят в то, что название модели отсылает именно к ее внедорожным возможностям, создатели признавались, что составили его из первых букв имен детей ведущих конструкторов проекта.
Внешнюю брутальность внедорожника оценили зарубежные кинематографисты. Например, в «Форсаже 8» она предстает военной машиной при попытке героев пробраться на российскую секретную базу, а в фильме «Невероятная жизнь Уолтера Митти» помогает главному герою спастись от извергающегося вулкана.
Отметилась «Нива» и во вселенной Marvel: она появляется в «Мстителях 2» и в «Чёрной вдове» — все-таки одна из героинь имеет русское происхождение.
© Авито Авто
Такой интерес неудивителен: модель экспортировалась достаточно активно, причем в 80-х годах в Германии для ее покупки нужно было записываться и ждать своей очереди. А японские разработчики Suzuki Vitara назвали «крестным отцом этой модели» Петра Прусова, руководившего созданием «Нивы».
В реальности «Нива» также сумела продемонстрировать свой потенциал. В 1998 году она своими ходом поднялась на Эверест до базового лагеря на высоте 5200 м, а год спустя покорила высоту 5726 м на Тибетском плато. К слову, на Land Rover пытались достичь той же высоты, но машину пришлось поднимать на лебедках.
Также «Нива» (правда, спущенная с парашютом) смогла добраться и до Северного полюса. А еще она более 10 лет прослужила на российской полярной станции «Беллинсгаузен» в Антарктиде, демонстрируя надежность при огромных перепадах температур от −54 до +4 °C.
© Авито Авто
ВАЗ-2108 1996 года выпуска
Вторая в подборке — культовая «восьмёрка» ВАЗ-2108 1996 года выпуска, представленная в классической чёрной окраске и оценённая владельцем в 380 000 рублей. Этот автомобиль воплощает собой целую эпоху отечественного автопрома.
История модели началась в конце 1970-х годов, когда первый прототип проходил испытания в самых разных климатических условиях: от жарких пустынь Средней Азии до суровых морозов Колымы. При создании автомобиля использовались передовые на тот момент технологии: некоторые узлы разрабатывались совместно с Porsche и UTS, а для налаживания производства АвтоВАЗ заключил лицензионные соглашения с ведущими мировыми поставщиками.
© АвтоВАЗ
Особое внимание аудитории привлекала внешность автомобиля, созданная дизайнером Владиславом Пашко. Инновационным решением тогда стали полиуретановые бамперы, способные самостоятельно восстанавливать форму после легких столкновений.
«Восьмёрка» сумела себя показать с лучшей стороны и в спорте. Французский пилот Юбер Ориоль на модифицированной версии с двигателем Porsche одержал победу в престижном ралли-рейде «Фараоны» 1990 года. Интересно, что будущая звезда автоспорта Хуан-Пабло Монтойя начинал свою карьеру именно за рулем ВАЗ-2108, став вице-чемпионом колумбийского Lada Samara Cup в 1993 году.
Модель стала культовой не только в автоспорте, но и в массовой культуре. Например, названием автомобиля вдохновлялся режиссер Алексей Учитель при создании фильма «Восьмёрка», где цифра восемь символизирует в том числе и бесконечность. В хите недавнего времени — сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте» ярко-салатовая модель становится характерным элементом эпохи с ее культурными кодами — вместе с постоянно звучащими в ней песнями группы «Ласковый май».
© АвтоВАЗ
Lada Vesta 1.8 MT 2025 года
Завершает подборку современный седан LADA Vesta 1.8 MT 2025 года выпуска с пробегом всего 7200 км, представленный в комплектации Techno'24 и оцененный владельцем в 1,6 млн рублей.
История модели берет начало в проекте седана С-класса ВАЗ-2116 «Силуэт», представленного на Московском автосалоне в 2004 году. Название автомобилю дали в честь славянской богини мудрости Весты. Это не осталось незамеченным: упоминание о неожиданном нейминге есть в мультсериале «Симпсоны».
Внешний облик модели создавал британский дизайнер Стив Маттин, разработавший фирменный «икс-стиль» — это хорошо заметная выштамповка по бортам и соответствующее расположение элементов спереди. Кстати, такое стилевое решение оказалось чрезвычайно жизнеспособным: его можно увидеть и на недавно представленной модели Lada Azimut.
За первые пять лет существования модель получила 75 различных модификаций, что стало беспрецедентным случаем в истории отечественного автомобилестроения. Особого внимания заслуживает эксклюзивная версия Lada Vesta Signature — удлиненный на 25 см представительский автомобиль, выпущенный тиражом всего четыре экземпляра для руководства АвтоВАЗа и особых заказчиков.
В автоспорте модель отметилась яркими выступлениями: в 2015-2016 годах команда Lada Sport участвовала в чемпионатах мира по автогонкам в классе «Туринг» на модифицированной версии Vesta TC1 с двигателем мощностью 380 л.с. Особенно успешным стал сезон 2016 года, когда пилоты завоевали девять подиумов.
