Эксперт Марков раскрыл критерии, которые нужно учесть перед покупкой зимних шин. Раньше было проще: можно было открыть авторитетное издание, изучить итоги шинного теста и выбрать модель, которая подходит по оценкам, характеристикам и цене. Но теперь разнообразие стало таким, что протестировать такое количество моделей просто невозможно! Покупка любых шин, особенно зимних — это прежде всего инвестиция в безопасность. При выборе важно учитывать совокупность технических и эксплуатационных факторов. Олег Марков, технический эксперт холдинга «Кордиант», делится практическими рекомендациями, которые помогут сделать взвешенный выбор. 1. Тип зимних шин в зависимости от климата и дорожных условий региона Существует два вида зимних шин: шипованные и фрикционные (их расожее название «липучки»). Первые особенно эффективны на голом льду и укатанном снегу, но отличаются более высоким уровнем шума, поэтому могут немного уступать «липучкам» по уровню комфорта. Фрикционные шины оптимальны для переменчивых условий, так как быстро отводят воду и талый снег из пятна контакта, предотвращая аквапланирование и слешпленнинг. Что касается всесезонных шин — в законодательстве такой категории шин не закреплено. Всесезонные шины — это компромисс использования фрикционных шин круглый год, который обеспечивает приемлемую управляемость в теплую погоду и одновременно сохранение сцепления в мягкую зиму, избавляя тем самым от регулярной переобувки при умеренном климате. Подробнее о каждом типе зимних шин можно прочитать в материале Quto.Если среднесуточная температура в регионе стабильно держится в диапазоне «ниже нуля», дороги часто покрыты толстым слоем укатанного снега, который превращается в лед, лучше всего подойдут шипованные шины. Если же целевое использование шин — умеренный климат, в котором температура по большей части находится в околонулевой зоне, а на дорогах чаще встречается снежная каша, чем гололед, лучше остановиться на фрикционных шинах. 2. Маркировка и сертификация При выборе зимних шин необходимо покупать модели в типоразмере, рекомендованном заводом-изготовителем автомобиля и только с маркировкой 3PMSF (Three‑Peak Mountain Snowflake) – этот символ в виде горы со снежинкой подтверждает пригодность шин для сложных погодных условий. Эта маркировка гарантирует, что шина прошла тест на сцепление на укатанном снегу и показывает требуемый уровень производительности. Знак 3PMSF означает, что перед вами настоящая зимняя шина, в отличие от маркировки только символами M+S, которые часто встречаются у шин, которые допускаются к эксплуатации в зимний период, но фактически для этого не приспособлены.3. Рисунок протектора и количество ламелей Рисунок протектора определяет, как шина взаимодействует с разными поверхностями, будь то укатанный снег, снежная каша, гололедица или мокрый асфальт. Направленный (V-образный) рисунок быстро отводит воду и слякоть по направлению к боковым канавкам, поэтому часто используется для шин, ориентированных на высокую скорость и уверенное поведение на мокром покрытии. Также шины с направленным рисунком лучше передают тяговое усилие, то есть автомобиль на них более эффективно разгоняется. Асимметричный рисунок применим для смешанных условий и городского использования за счет того, что одна часть протектора оптимизирована для отвода снега/воды и сопротивления аквапланированию, а другая обеспечивает сцепление на снегу и устойчивость в поворотах. Ламели — тонкие прорези в блоках протектора — повышают количество рабочих кромок, которые цепляются за лед и уплотненный снег. Шины с большим количеством ламелей, расположенных под разным углами, в сложных погодных условиях показывают себя более эффективно.4. Год производства При покупке шин важно обращать внимание на их дату производства, при этом для зимних шин, особенно фрикционных, год выпуска имеет особое значение. Это обусловлено тем, что с течением времени резиновая смесь зимней шины начинает терять эластичность и сцепные свойства, а это, в свою очередь, критичным образом сказывается на управляемости шины на льду и снегу. Для новых зимних шин оптимально, чтобы дата производства была не старше 1–3 лет, при этом допустимый предел в эксплуатации составляет 10 лет. Также при покупке зимних шин обязательно следует проверить их визуально на предмет наличия любых повреждений. Резюмируя, главное – правильно подобрать тип шин под климатические и дорожные условия конкретного региона, найти модель с подходящим рисунком протектора и удостовериться в наличии необходимых маркировок, свидетельствующих о пригодности шины к эксплуатации в сложных зимних условиях на снегу и льду.