quto.ru
Опубликовано 23 апреля 2022, 08:00
5 мин.

Почему 250 GTO считают лучшей Ferrari всех времен?

Три литра, 12 цилиндров, миллионы долларов
Ferrari 250 GTO представили 60 лет назад. Это была великая эпоха: за год до GTO состоялась премьера Jaguar E-type, а полтора года спустя — первого Porsche 911. Редчайшую модель из Маранелло авторитетные автомобильные издания со временем признают образцовой Ferrari всех времен, коллекционеры будут с готовностью выкладывать за 250 GTO астрономические суммы и даже заказывать похищение сокровища. Слава легендарного спорткара не меркнет на протяжении десятилетий. В чем причина?

Цикл статей к 75-летию марки Ferrari мы завершаем историей одного из величайших спорткаров XX века. Овеянная славой модель из Маранелло и сама в этом году отмечает круглую дату.

В октябре 1961 года Энцо Феррари уволил восемь ключевых руководителей отделов своей компании, направивших ему заказное письмо. В нем выраженное в корректной форме содержалось требование оградить топ-менеджеров от вмешательства в их работу супруги Коммендаторе. После смерти единственного сына, Дино, состояние — в том числе психологическое — синьоры Лауры так и не пришло в норму. Все понимали это, но дело зашло слишком далеко.

Джотто Бицзаррини

Джотто Бицзаррини

В числе восьми уволенных был и ответственный за работу над прототипами новых моделей Джотто Бицзаррини, в ведении которого с 1960 года находился в частности проект 250 GTO. Двухместное купе являлось ответом на требование FIA, согласно которому пропуском в гонки Группы 3 Grand Touring Car служило наличие серийного производства соответствующей модели. Отсюда буква О в названии, означающая омологацию.

Механическая часть GTO не таила сюрпризов. Шасси во многом повторяло конструкцию 250 GT SWB, а 3,0-литровый V12 мощностью 300 л.с. заимствовали у 250 Testa Rossa, блиставшей в марафонах на рубеже 1950-х и 1960-х. Новое качество модели должна была придать отточенная аэродинамика, поскольку отставание в этом отношении прямой предшественницы, 250 GT SWB, от новенького Jaguar E-type стало очевидным.

К моменту увольнения Бицзаррини из Ferrari уже был выполнен значительный объем работ. Различные варианты кузова прошли продувку в аэродинамической трубе университета в Пизе, а два построенных прототипа успели принять участие в крупных соревнованиях, позволив использовать накопленный опыт для доработки проекта. О ее ходе наглядно свидетельствовал кузов из неокрашенного алюминия прототипа №2 с отметинами от удара молотком, приклепанными или приваренными элементами. Недаром внутри Ferrari эту машину, для которой Бицзаррини не пожалел шасси личной 250 GT, называли «Монстр», а пресса окрестила ее «Муравьедом» за характерную длинную носовую часть.

Эта особенность объяснялась смещением притопленного V12 к кокпиту для улучшения стабильности на высоких скоростях. Впрочем, в полной мере проблему решить не удалось к моменту начала выпуска серийных 250 GTO, и они не стали точной копией друг друга, поскольку поиск оптимальных решений в сфере аэродинамики продолжился. Шлифовка конструкции модели, которая получит титул «лучшей Ferrari всех времен», велась уже под руководством молодого Мауро Форгиери. Талантливый главный инженер компании проработает с Коммендаторе долгих 27 лет, что уже говорит о многом. Так или иначе, у 250 GTO два равноправных создателя, и эта же модель превратит их в соперников на гоночных трассах.

Бой с тенью

250 GTO в спортивных сражениях противостояли отлично подготовленные бойцы: AC Cobra, множество моделей Aston Martin, Jaguar E-type. Но, пожалуй, не меньшую опасность для модели Ferrari представляла ее «тень». Уволенный из Ferrari Бицзаррини основал компанию ATS (Automobili Turismo e Sport), занявшуюся проектированием гоночных моделей разных классов. Заказчик не заставил себя долго ждать. Венецианский граф Джованни Вольпи искал способ проучить Энцо Феррари, который отказался продать аристократу новенькую 250 GTO.

Бицзаррини с его опытом стал для Вольпи, являвшегося владельцем гоночной команды Scuderia Serenissima, настоящей находкой. Орудием возмездия виделась Ferrari 250 GT SWB, «прокачанная» до уровня 250 GTO. Бицзаррини выполнил заказ всего за две недели.

Сваренный вручную трубчатый каркас, зависимая задняя подвеска с механизмом Уатта — шасси 250 GTO не отличалось революционностью. 3.0-литровый V12 серии 168/62 Comp. был куда интереснее: полностью алюминиевая конструкция, 6 карбюраторов, сухой картер

Сваренный вручную трубчатый каркас, зависимая задняя подвеска с механизмом Уатта — шасси 250 GTO не отличалось революционностью. 3.0-литровый V12 серии 168/62 Comp. был куда интереснее: полностью алюминиевая конструкция, 6 карбюраторов, сухой картер

Как и 250 GTO, модель получила двигатель с сухим картером, что позволило сместить вниз центр тяжести и сделать машину более приземистой. Однако Бицзаррини не стал копировать внешность купе из Маранелло.

Матерчатая обивка сидений, отсутствие напольного покрытия и дефлекторов вентиляции — 250 GTO создавался прежде всего для гонок

Матерчатая обивка сидений, отсутствие напольного покрытия и дефлекторов вентиляции — 250 GTO создавался прежде всего для гонок

Вместо этого он с Пьеро Дрого, владельцем ателье Carrozzeria Sport Cars из Модены, создал оригинальный кузов. За абсолютно вертикальную корму, выполненную согласно постулатам немецкого инженера-аэродинамика Вунибальда Камма, британские журналисты приклеили к модели прозвище Breadvan, «Хлебный фургон». Специфическая внешность не мешала Breadvan быть легким (-65 кг относительно GTO) и очень быстрым.

Почему 250 GTO считают лучшей Ferrari всех времен?

Во время первой личной встречи с заклятым соперником на трассе 24-часового марафона в Ле-Мане в 1962 году Breadvan обошел все 250 GTO и занимал седьмое место в общем зачете, но вынужден был сойти из-за поломки двигателя. И хотя соперничать на равных с моделью из Маранелло с ее пятиступенчатой коробкой передач «Бредвэну», оставшемуся при «четырехступке», было объективно сложно, «хлебный фургон» выиграл две гонки в классе GT в сезоне 1962 года.

Почему 250 GTO считают лучшей Ferrari всех времен?

Между тем, 250 GTO доминировала в своей категории три года подряд. Правда, в 1964 году это были уже три экземпляра второй серии и «переверстанный» под этот стандарт квартет из ранее выпущенных 250 GTO. Машины отличала аэродинамика, выполненная по мотивам среднемоторных 250LM, а также измененные настройки силового агрегата и ходовой части.

В 1964 году появилась вторая серия 250 GTO с существенно переработанным дизайном

В 1964 году появилась вторая серия 250 GTO с существенно переработанным дизайном

Если добавить сюда подготовленные все тем же Мауро Форгиери три экземпляра GTO с 4,0-литровыми 370-сильными V12, то общий тираж серии вырастет до 39 машин.

Славу создания 250 GTO делят Джотто Бицзаррини и Мауро Форгиери (на фото он с Энцо Феррари)

Славу создания 250 GTO делят Джотто Бицзаррини и Мауро Форгиери (на фото он с Энцо Феррари)

Вот теперь пазл сложился. Стать №1 в истории Ferrari модели 250 GTO помогло сочетание надежной механической части с эффектным, аэродинамически тщательно проработанным кузовом, триумфальная спортивная биография и редкость.

Конвертация славы в доллары

25 августа 2018 года был установлен абсолютный автомобильный рекорд аукциона Sotheby's: 250 GTO с номером шасси 3413GT ушла с молотка за $48 405 000. Но двумя месяцами ранее заключили еще более впечатляющую прямую сделку: за модель с шасси 4153GT уплатили $70 миллионов. Ни за один другой автомобиль не давали таких баснословных денег! Если новый рекорд и будет установлен, то... вновь Ferrari 250 GTO. В марте 2022 года на сервисе AutoScout мелькнул — и исчез — раритет, за который просили скромные €85 000 000. Удивляться не приходится: в 2019 году коммерческий суд Болоньи признал 250 GTO произведением искусства, не подлежащим копированию...

Автомобильные новости