Автомобилистов поставят на конвейер
Футуристические инженерные идеи могут стать реальностью. В Московском автомобильно-дорожном институте разработали проект, больше похожий на декорации к фантастическому фильму. По замыслу инженеров, из области в столицу можно направить транспортные эстакады, предназначенные исключительно для легкового транспорта, которые будут замыкаться новым транспортным кольцом, между третьим кольцом и МКАД. Оно, скорее всего, будет выглядеть как закрытая прозрачная труба. Но, важная особенность - в этой трубе движение будет осуществляться без участия водителей. После того как машина въезжает на городское кольцо, автомобиль устанавливается на специальную "тележку" и передвигается автоматически до нужного хозяину съезда. Идея не оригинальна, считает Максим Егоров, редактор отдела испытаний журнала "Пятое колесо":
"Подобные проекты встречались не раз, особенно в Европе. Люди предлагали ввести автоматическое движение автомобилей, т.е. когда человек въезжает на какую-то магистраль, движется до определенной точки, то он может спокойно отдыхать, а автомобиль будет передвигаться с помощью специальных устройств. Такие проекты, с одной стороны, были нацелены на то, чтобы разгрузить транспортный поток, но с точки зрения механизма работы они - очень сложны".
По мнению авторов проекта, предлагаемая ими система способна заменить скоростной трамвай и легкое метро. Систему эту можно развивать. Сеть веток может связать торговые центры и грузовые терминалы. Может объединить наиболее удаленные станции метро и даже столичные аэропорты, считают разработчики. Пробки в городе исчезнут. Однако, на практике, скорее всего, эффект будет обратный, рассуждает Максим Егоров:
"Электрическая, автоматическая система очень громоздкая и она, скорее всего, полностью парализует движение в городе. Система, которую они предлагают должна каким-то образом перераспределять потоки, в зависимости от загруженности, но это крайне сложно учитывая нашу загруженность дорог и погодные условия, в которых это существовать. Система автоматизации больше подходит там, где что-то статичное происходит с машинами, это большие паркинги, многоярусные парковки. На дорогах эта система малоприменима".
Подобный проект нуждается и в экономических обоснованиях. Учитывая, что всю инфраструктуру нужно будет разрабатывать и возводить с нуля, реализация этой идеи обойдется в миллиарды долларов, уверен Анатолий Федоренко, профессор кафедры логистики ВШЭ:
"Когда автомобиль въезжает на какую-то платформу и автомобиль перемещается, применение такой системы в городском сообщении - может быть на каких-то коротких участках это будет выгодно. Думаю, что обустройство движения на этих платформах - достаточно затратное".
И, конечно, в ближайшей перспективе ожидать появления чудо - трасс, способных передвигать машины и призванных разгрузить городские улицы, не стоит. Даже если проект будет взят к исполнению, только на проектные работы уйдет не менее 5 лет, говорят эксперты. А реализация потребует десятилетий. Правда, тогда могут стать актуальными и другие идеи писателей фантастов.
Scriptio: Людмила Шаунина, "Вести ФМ".