quto.ru
Опубликовано 14 июля 2021, 16:36
4 мин.

Чем опасна «Автодата» для простых водителей (или полезна)

Комментарии эксперта
На текущей неделе вскрылись новые подробности, касающиеся внедрения на территории России платформы «Автодата». Система сбора данных должна стать обязательной для всех эксплуатируемых в стране машин. Как оказалось, добровольность её внедрения документально не прописана. Участники рынка уже заявили о возможном повышении цен: от автозаводов потребуются дополнительные вложения. Упущенную выгоду оплатят покупатели.
Depositphotos

Разобраться в тонкостях внедрения платформы «Автодата» сайту Quto.ru помог генеральный директор ГК АВТОDOM Андрей Ольховский. Эксперт подчеркнул, что система может оказаться действительно полезной, однако подтвердил, что есть и некоторые подводные камни, игнорировать которые не стоит.

В соответствии с проектом ГОСТ «Платформа Автодата. Состав данных», с которым ознакомилась газета «Коммерсантъ», в систему «Автодата» должен будет поступать колоссальный объём данных – от органов власти (включая информацию о владельцах, правонарушениях и техосмотрах), автопроизводителей, дилеров, управляющих компаний автодорог и, разумеется, самих автомобилей граждан. В перечень передаваемых персональных данных войдут сведения о водителе, его пассажирах, а также VIN-номере транспортного средства. И без того гигантский список может расшириться.

Почти все выпускаемые автомобили с конвейера оснащаются телематикой, отслеживающей технические параметры. Услуги обработки данных предоставляют автоконцерны. Персональные данные поставщики такого сервиса не собирают. С внедрением обязательной «Автодаты» ситуация изменится: автопроизводителей обяжут доработать софт и передавать информацию в единую систему. По словам генерального директора ГК АВТОDOM Андрея Ольховского, «Автодата» станет логическим продолжением систем «ЭРА-Глонасс» и «Платон», которые уже стали «коробочными» решениями.

С технической точки зрения «Автодата» — логическое продолжение систем «ЭРА-Глонасс» и «Платон», которые представляют из себя «коробочные» решения. Первая – это аналог европейской eCall, который устанавливается на новые автомобили, производимые или ввозимые в РФ. В случае ДТП система в автоматическом режиме посылает сигнал в контакт-центр, раскрывая степень тяжести инцидента и данные геолокации.

Андрей Ольховский

генеральный директор ГК АВТОDOM

Специалист подчеркнул, что «Автодата» концептуально находится ближе именно к «Платону», поскольку «собирает намного больше данных, чем «ЭРА-Глонасс», и используется для увеличения контроля над коммерческими большегрузами». Разница в том, что «Платон» собирает данные о движении грузовиков массой более 12 тонн. «Автодата» же будет отслеживать абсолютно все автомобили, зарегистрированные на ИП и организации.

По словам Ольховского, преимущества у системы «Автодата» действительно есть, отрицать их бессмысленно. Сбор основных данных об автомобиле и состоянии водителя имеет несколько преимуществ.

Во-первых, такие технологии повышают безопасность дорожного движения: усталость водителя и неисправность автомобиля нередко становятся причинами ДТП, не говоря о состоянии алкогольного опьянения. Последнее можно определить с помощью соответствующих датчиков в виде, например, алкозамков, которые в перспективе могут стать одним из элементов разрабатываемой экосистемы «Автодата».

Во-вторых, сбор данных осуществляется с целью применения на практике. Благодаря технологиям машинного обучения и Big Data информацию можно будет использовать для оптимизации работы транспортной сети. В наивысшей степени это актуально для мегаполисов, где от алгоритмов работы светофоров, конфигурации дорожной разметки и загруженности улиц в определённое время суток зависит скорость передвижения личного, коммерческого и общественного транспорта. Благодаря машинному обучению и анализу собираемых данных городские дептрансы смогут эффективно наладить движение автомобилей в разных районах субъекта. То же самое касается компаний, которые завязаны на перевозке грузов. Сюда входят и представители автобизнеса, для которых эффективное выстраивание логистики – залог своевременной передачи товара покупателю.

Андрей Ольховский

генеральный директор ГК АВТОDOM

Впрочем, остаются и нерешённые вопросы, которые тревожат представителей бизнеса. Они касаются, не в последнюю очередь, безопасности хранения информации.

Её сбор планируется осуществлять в автоматизированном режиме с помощью множества датчиков, после чего данные отправляются на сервер, где они хранятся. Получаемые базы данных, если не будет обеспечена должная защита, могут попасть в руки к злоумышленникам, которые обязательно найдут им неправильное применение, связанное с мошенничеством и «сливом» персональных данных владельцев и водителей автотранспорта.

Андрей Ольховский

генеральный директор ГК АВТОDOM

В «Объединении автопроизводителей России» в этой связи уже призвали ограничить объёмы передаваемой информации только данными, необходимыми для обеспечения безопасного дорожного движения. Автопроизводители настаивают на том, что остальная информация должна передаваться исключительно на добровольной основе. В противном случае это приведёт к удорожанию выпускаемой продукции и поставит крест на развитии телематики отдельно взятых концернов.

Согласно спецификации, «Автодата» записывает данные с интервалом в 1 минуту и отправляет их на сервер раз в четверть часа. Учитывая, что датчиков, соединённых с «Автодатой» будет больше, чем с «ЭРА-Глонасс», для хранения собранной с сотен тысяч автомобилей информации потребуются кластер ёмкостью в множество петабайт. Соответственно, для корректной работы системы потребуются большие затраты на хранение данных, что серьёзно повлияет на цену установки и владения модулем «Автодата».

Андрей Ольховский

генеральный директор ГК АВТОDOM

Оператор системы апеллирует к тому, что автопроизводители и сейчас получают данные от своей продукции – бесплатно. После внедрения «Автодаты», якобы, появится возможность продажи генерируемой информации. Помешать реализации проекта в обозримом будущем может продолжающийся дефицит микросхем.

Существует внешняя угроза, которая может помешать реализации проекта. Это мировой дефицит микросхем. Дело в том, что элементы «Автодаты» полностью завязаны на производстве микрочипов, которые используются при сборке датчиков, блоков управления и прочих элементов создаваемой экосистемы.

Андрей Ольховский

генеральный директор ГК АВТОDOM

Автомобильные новости