Что значит "перекрутить мотор" и чем опасно это явление

Многие автомобилисты наверняка слышали пугающую фразу – мол, кто-то из знакомых "перекрутил мотор". Обычно, когда это произносится, горе-двигатель уже невозможно спасти. Разбираемся, что на самом деле значит данное словосочетание и чем оно опасно.

Сразу успокоим: все современные автомобили с завода снабжены "защитой от дурака": производители ещё на этапе создания силового агрегата устанавливают максимально возможные обороты вращения коленчатого вала. По достижении заданных оборотов "мозги" транспортных средств кратковременно отключают подачу топлива. Это, в свою очередь, не позволяет раскрутить движок до предельных значений. Иными словами, даже специально убить мотор методом перекрута у вас вряд ли получится. Во всяком случае, времени на это уйдёт немало.

Совсем другое дело, если в программу управления происходит несанкционированное вмешательство. Сняв электронный "ошейник", вы действительно позволите мотору своего автомобиля крутиться дальше. Но последствия такой модернизации известны – мотор рано или поздно всё же "ляжет" из-за перекрута.

По теме

Мотористы ограничивают максимальные обороты не просто так. Обычно они руководствуются простым правилом: ограничение устанавливается на таких оборотах, когда движок уже преодолел пик мощности. Водителя об этом моменте предупреждают красным цветом на тахометре. На гражданских бензиновых автомобилях этот показатель редко превышает отметку в 6 500 об/мин. Отсечка происходит, когда двигатель раскручивается до 95 или 100% максимально возможных рабочих оборотов. Это именно те обороты, при которых двигатель можно относительно долго и безопасно эксплуатировать, не опасаясь поломок. Сняв "ошейник" или сдвинув границу допустимых оборотов, вы получите доступ к дополнительной мощности силового агрегата – то есть прибавку как минимум в несколько процентов. Одновременно возрастает и риск убить движок.

Перейдём к главному – как именно высокие обороты убивают двигатель. Как ни странно, вариантов существует, как минимум, три.

В большинстве случаев сценарий разрушения мотора выглядит следующим образом. При слишком высоких оборотах коленчатого вала кинетическая энергия поршней и их инерция возрастают настолько, что от ударной нагрузки продавливаются или пробиваются вкладыши. В какой-то момент нагрузка увеличивается до такой степени, что давление в точке соприкосновения просто деформирует вкладыш: его замок перестаёт держать, и вкладыш проворачивается. Нередко это сопровождается входом элементов конструкции в резонанс. Это самый лёгкий вариант повреждений, при которых ещё возможно восстановление мотора.

Второй вариант выглядит немного иначе. Это классическая встреча поршней с клапанами. По достижении высоких оборотов клапаны начинают "подвисать" в приоткрытом положении, поскольку толкатели не успевают следовать за профилем кулачка. Пружины клапанов должны срабатывать настолько быстро, чтобы прилегание было постоянным, однако стандартной жёсткости данных элементов обычно не хватает. В результате происходят касания поршней и клапанов. Но и это ещё не всё: иногда толкатель опережает движение кулачка. Удары толкателей о распредвал приводят к неотвратимому разрушению последнего.

По теме

Наконец, в третьем случае происходит мгновенное разрушение самого коленчатого вала или его деформация. При вращении с возвратно-поступательными движущимися массами скорость коленчатого вала непостоянна. В верхней и нижней мёртвой точке скорость вращения немного замедляется, а в остальных положениях – увеличивается: коленчатый вал испытывает крутильные колебания, которые пытаются провернуть его вокруг оси. Чем длиннее коленчатый вал, тем больше вероятность его деформации и чем больше оборотов, тем выше данная нагрузка. При чрезмерных крутильных колебаниях коленвал изгибается настолько, что трескается и ломается из-за биения и усталости металла. Такие поломки обычно происходят на дизелях из-за высокой массы поршневой группы.

В целом же фраза "перекрутил мотор" означает следующее: обороты достигли такого значения, когда механические потери привели к поломке силового агрегата. Происходит это по целому ряду причин, в число которых входят масляное голодание и локальный перегрев. Результат же отлично известен: при оптимистичном сценарии это капиталка мотора, а в худшем случае – замена всего агрегата на другой.