"Дарайвинг парежа"

Игривый щиток приборов и центральная консоль, будто специально нарисованная для звездолета, придают недорогому, но очень добротному интерьеру несвойственную многим Тойотам легкость. Фото Toyota с сайта autoreview.ru

- Да-да, японцы именно так и произносят, - смеется англичанин Киран О'Двайер, сотрудник PR-команды Toyota Motor Europe, а попутно любитель раритетных спорткаров (в гараже у него были Jaguar E-Type и Ford Capri, а нынче он холит Porsche 911 1972 года). - Но в удовольствии от вождения, в том самом "дарайвинг парежа", они уже знают толк! Завтра убедишься, когда попробуешь Urban Cruiser.

Следующим утром я раньше всех прикатил на кофе-стоп, высадил побледневшую штурманшу, а затем изъездил чуть ли не все серпантины в окрестностях Лиссабона. Когда вернулся, то, видимо, так светился счастьем, что создатель "городского Крузера" Кийокацу Миура сам подошел ко мне, а я тут же и выпалил:

- Вам надо переименовать машину в Fun Cruiser!

Я был искренен: это настоящий кайфомобиль!

Шесть лет назад серый кардинал всея империи Volkswagen Фердинанд Пьех обронил: "Японцы ничего не смыслят в маркетинге. Иначе они давно бы нас слопали". Похоже, за прошедшее время почти ничего не изменилось. Спрос на "неформатные" автомобильчики класса В растет в Старом Свете с начала ХХI века, а кургузенький Urban Cruiser (от носа до хвоста менее четырех метров, компактнее лишь полноприводный Fiat Panda) появился в Европе только сейчас, хотя его праворульный двойник Toyota Ist выпускается в японском Аичи уже более семи лет! Неудивительно, что тысячи таких малюток, немного побегав у первых хозяев в Японии, затем отправлялись к нам - на Дальний Восток и в Сибирь.

Игривый щиток приборов и центральная консоль, будто специально нарисованная для звездолета, придают недорогому, но очень добротному интерьеру несвойственную многим Тойотам легкость. Фото Toyota с сайта autoreview.ru

Кнопки принудительной блокировки муфты привода задних колес и отключения системы стабилизации актуальны только вне асфальта. На скорости выше 40 км/ч все автоматически вернется на круги своя: VSC включится, а муфта «распустится». Фото Toyota с

Полноприводный Urban Cruiser (на фото) имеет иную заднюю секцию пола, которая не только сократила на девять литров и без того небольшой багажник (314 л), но и заставила отказаться от задних кресел с продольной регулировкой и удобной трансформацией в одно движение, как у Яриса. Разрезной «диван» складывается в два этапа: сначала надо поднять подушки, а затем на их место положить спинки

Передачи шестиступенчатой «механики», специально разработанной для Урбан Крузера, защелкиваются легко и четко, а хода рычага умеренны. Фото Toyota с сайта autoreview.ru

Urban Cruiser "дорисован" в европейской студии ED² и отличается от двойняшек Toyota Ist/Scion xD (переднеприводная версия для Америки) образца 2006 года лишь иной пластикой бамперов да удлиненным задним спойлером. Он такой же насупленный, с поджарыми боками, высокой линией остекления, гольфоподобными задними стойками и граненой кормой а-ля Dodge Caliber. Кстати, выдвинутая челюсть бампера - не только для защиты пешеходов: при наезде на жесткие препятствия на скорости до 15 км/ч не должны пострадать ни глубоко утопленные фары, ни куцый капотик с огромной "бычьей головой" тойотовской эмблемы.

Дергаю за удобную "мерседесовскую" ручку под естественный хват - и оказываюсь в... О том, что этот игриво-волнообразный интерьер изначально делали для японцев и американцев, напоминает только обилие подстаканников. Отличия евроверсии - лишь в мелких деталях наподобие посеребренной окантовки центральной консоли вместо заокеанской матово-черной. Жесткий пластик "в сеточку" (мягкие накладки - только на дверных подлокотниках) подогнан по-японски аккуратно, кнопочки из дорогой шершавой пластмассы нажимаются мягко, подрулевые рычажки перещелкиваются породисто. Высоко сидеть в рельефных тканевых креслах удобно, а ладный кожаный "бублик" регулируется по высоте и вылету. Правую руку не хочется снимать с восхитительного набалдашника рычага коробки передач с умеренными ходами и четкой фиксацией. Красота!

Изюминка бензиновых моторов объемом 1,33 л с системой «старт-стоп» — обгонная муфта, интегрированная непосредственно в маховик. Шестеренка стартера находится в постоянном зацеплении с зубчатым венцом! Благодаря этому запуск двигателя после каждой остановки происходит без привычного лязга и, как утверждают японцы, намного быстрее

Полузависимая балка и полный привод совместимы? Инженеры Тойоты наглядно доказали возможность такой компоновки: Urban Cruiser создан на платформе Яриса без сложной многорычажки. Фото Toyota с сайта autoreview.ru

Фото Toyota с сайта autoreview.ru

Крохотные стрелки, подсказывающие момент оптимальной смены передач, и обратный привычному ход стрелки тахометра заставляют очень сильно отвлекаться от дороги. Проще переключаться по звуку! Более шумный дизель предпочтительнее еще и поэтому. Фото Toyota с

А сзади? При росте 176 см "сам за собой" я разместился с 15-сантиметровым зазором "по коленям", а процесс посадки не был омрачен нежелательными контактами с дверным проемом. Доступ в небольшой багажник (чуть больше 300 литров) осложнен высоким бампером, но пару спортивных сумок туда закинет даже хрупкая девушка. А коль объема окажется мало, можно откинуть "несимметричные" спинки.

Технически Urban Cruiser мало чем отличается от когорты современных кроссоверов. Несущий кузов, приподнятая "легковая" платформа с усиленными подвесками, передний или полный привод (с подключением задка многодисковой муфтой по команде электроники) плюс относительно высокопрофильные 16-дюймовые колеса. Таковы и Skoda Yeti, и Nissan Qashqai. С той лишь разницей, что задние подвески у них независимые, а конструкторы Тойоты изловчились проложить карданный вал под простой и надежной скручивающейся балкой.

Кроме того, Yeti и Qashqai построены на "тележках" более крупных автомобилей сегмента С, а Urban Cruiser заимствовал основу у Яриса образца 2005 года, хэтчбека сегмента В. От европейских версий Яриса взяты и четырехцилиндровые двигатели, хотя после модернизации они стали мощнее: это бензиновый (1,33 л, 101 л.с.) и турбодизель (1,4 л, 90 л.с.). На бензиновом моторе основная прибавка достигнута за счет фазовращателей на обоих распредвалах, а на дизельном - за счет повышения давления впрыска до 160 МПа. Оба мотора агрегатируются только со специально разработанной для европейского Крузера шестиступенчатой "механикой", а автоматических трансмиссий нет вовсе. Хотя американский Scion xD щеголяет более мощным бензиновым мотором 1.8 (128 л.с.) и "автоматом", а японская Toyota Ist во втором поколении обзавелась вариатором в паре с полуторалитровым двигателем (109 л.с.).

Паспортная «полка» крутящего момента модернизированного четырехцилиндрового турбодизеля D-4D объемом 1,4 л невелика с 1800 до 2800 об/мин. Но диапазон уверенной тяги значительно шире: с полутора до четырех тысяч оборотов. Фото Toyota с

Начал я с дизельной машинки, поскольку только она может быть полноприводной. Легкий запуск - и первый конфуз: заглушил дизель. Диваков в таких случаях смеется: "Завтра будем отрабатывать трогание с места". А "виновата" короткоходная педаль сцепления, которое "берет" в самом низу. Приловчился: со второй попытки вышло даже без рывков. А дальше - как по маслу. Р-р-р-р-р-р, клац-клац, р-р-р-р-р-р-р-р, клац-клац... Разгон воздушный, треск дизелька - веселый. Вот только тахометр на солнце совсем "ослеп". Но не беда - моторчик мощно выстреливает уже с полутора тысяч оборотов, волна ускорения спадает только после четырех тысяч, а мягкая отсечка срабатывает и вовсе на 5000 об/мин. Даже при оборотах ниже "холостых" дизелек хоть бурчит и ворчит, но тянет без истеричных вибраций! Мог бы помочь и Shift indicator, стрелочный суфлер моментов правильной смены передач. Но, во-первых, разглядеть его в левом нижнем углу еще труднее, чем крохотный столбик запаса топлива, а во-вторых, при разгоне "в пол" он настоятельно требует переключиться "вверх" уже при 2500 об/мин. Уж лучше я сам, на слух.

В виражах Urban Cruiser тоже не промах. Близкая к нейтральной поворачиваемость, крепкое, как дружеское рукопожатие, усилие на баранке, реакции быстрые, но без картинговой остроты. Крены немаленькие, но они настолько естественны и логичны, что их воспринимаешь скорее как предупредительный сигнал, а вовсе не как угрозу устойчивости.

Но еще больше понравилась настройка системы Vehicle Stability Control (VSC), которая возьмет над тобой опеку на скорости выше 40 км/ч, даже если ты ее отключишь. При этом она дает почувствовать всю прелесть шасси - и блеснуть драйверскими навыками. Резче дернул баранку на входе? VSC предоставит несколько мгновений на раздумья, затем предупредительно пискнет и только потом, если ты сам еще не "распустил" руль, начнет "заправлять" машину на дугу с помощью тормозов. А заносы и силовые скольжения она не гасит, пока коррекция рулем не достигнет значения, которое будет воспринято как просьба о помощи. Кайф!

Urban Cruiser соблюдает отличную прямолинейность движения на автобанах и не досаждает дерготней при перестроениях, хотя руль делает лишь чуть больше двух с половиной оборотов от упора до упора. Комфорт, в том числе и акустический, на далеких от идеала португальских дорожках тоже неплох. Хотя есть подозрение, что по-европейски собранная подвеска будет уже не в радость на больших колдобинах, а звонкий стук песка и камушков по колесным аркам на наших немытых дорогах смажет радость от звонкого рыка дизеля.

Система стабилизации VSC, как и на Тойоте RAV4, умеет гасить не только сносы и заносы, но и «подсказывать» изменением помощи электроусилителя руля правильное направление корректирующих действий. Замечательно вдвойне, что эти подсказки не сбивают с толку опытных драйверов — электроника начинает работу только в действительно опасных ситуациях и только после предупредительного сигнала зуммера

Бензиновый Urban Cruiser другой. Во-первых, мягче подвеска. Да, стало комфортнее, но пропала точность и отзывчивость в виражах. К тому же баранка утратила насыщенность и стала безвольно легковесной. Нет, ребята, тому, кто познал всю прелесть дизельного Крузера, бензиновый можете даже не предлагать. Тем более без "автомата" и полного привода, но с системой "старт-стоп", которой по умолчанию оснащены все бензиновые машины для Европы. Двигатель сам глушится на остановках, но только при включенной "нейтрали" и отпущенной педали сцепления. Сигнал к запуску - выжим сцепления. Японцы обещают выигрыш до 4% в расходе топлива и отсутствие каких-либо неудобств, потому как шестеренка стартера находится в постоянном зацеплении с венцом маховика, а обгонная муфта встроена в сам маховик, что исключает задержки и рывки при перезапуске. Моменты выключения тихони мотора и впрямь не замечаешь, тем более что незаметна и упавшая "в ноль" стрелка тахометра. Но вот насчет расхода топлива... Я с моей манерой держать сцепление на светофорах выжатым, а передачу включенной, не сэкономил бы ничего - двигатель-то не глушится. Уж лучше на дизеле. Благо он экономит не условные 4%, а реальные 12%: 5,8 л/100 км в городе против 6,6 л/100 км на бензиновом моторе. Не прельщает и то, что у переднеприводных машин клиренс на 25 мм больше (165 мм против 140 мм). Словом, я за дизель и полный привод!

И никакой это не дамский паркетник, а вполне мужской кроссовер, причем неплохо приспособленный к российским реалиям. Но вот решение о поставках в Россию до сих пор не принято: россиянам, мол, подавай "автоматы", а наше дизтопливо опасно для современного мотора.

Аэродинамика для короткой, но широкой и высокой машинки с угловатым кузовом просто отменная — Urban Cruiser бесшумно и легко рассекает воздушный поток даже на скоростях выше 120 км/ч. Заявленный коэффициент аэродинамического сопротивления Cx — всего 0,315, на 15 тысячных меньше, чем у более пропорционального и «зализанного» Audi Q5

Семь подушек безопасности вкупе с активными подголовниками и прочным кузовом должны обеспечить Урбан Крузеру пятизвездочный рейтинг EuroNCAP. При аналогичном фронтальном ударе на скорости 64 км/ч его заокеанский двойник Scion xD продемонстрировал хорошую защиту седоков, при боковом — отличную. Испытания проводил американский Страховой институт дорожной безопасности (Insurance Institute for Highway Safety)

Ой ли? Во второй половине прошлого года квоту из тысячи дизельно-механических кроссоверов Ford Kuga у нас, несмотря на кризис, расхватали, как горячие пирожки. Проблем с качеством дизтоплива, грозящих недешевым ремонтом, сейчас почти нет, по крайней мере в Москве. А спрос на компактные полноприводники в России хороший: в прошлом году одних Кашкаев продано более 30 тысяч. И Toyota Urban Cruiser может стать неплохой альтернативой для тех, кого не смущает "малогабаритность". Главное, чтобы цена была не выше тех 745 тысяч рублей, что стоит полноприводный Suzuki SX-4. А если Urban Cruiser не поторопится в Россию, то его место очень скоро займут другие. Skoda Yeti больше и наверняка будет стоить существенно дороже. Но на подходе Daihatsu Terios, фордовцы обещают кроссовер на базе новой Фиесты... Интересно, повторил бы Фердинанд Пьех свое изречение о японцах и маркетинге сейчас? Бог с ним, с маркетингом, но в чем я уже не сомневаюсь, так это в том, что в "дарайвинг парежа" японцы разбираются не хуже, чем европейцы - в driving pleasure.

Фото Toyota с сайта autoreview.ru

|

Паспортные данные

|||| |Автомобиль||Toyota Urban Cruiser|| |Модификация ||1.33 Dual VVT-i |1.4 D-4D | |Тип кузова ||5-дверный универсал |5-дверный универсал | |Число мест ||5 |5 | |Размеры, мм |длина |3930 |3930 | |ширина |1725 |1725 | |высота |1525 |1525 | |колесная база |2460 |2460 | |колея передняя/задняя |1485/1490 |1485/1490 | |Угол въезда, град. ||18 |19 (18)*| |Угол съезда, град. ||32 |33 (32) | |Дорожный просвет, мм ||160 |140 (160) | |Коэф. лобового аэродинам. сопр., Сх ||0,318 |0,315 (0,314) | |Объем багажника, л ||314 - 388/749**|305/673 (314 - 388/749) | |Снаряженная масса, кг ||1120 - 1155 |1240 - 1275 (1175 - 1205) | |Полная масса, кг ||1590 |1700 (1625) | |Двигатель ||бензиновый, с распределенным впрыском топлива|турбодизель, с аккумуляторным впрыском топлива| |Расположение ||спереди, поперечно |спереди, поперечно | |Число и расположение цилиндров ||4, в ряд |4, в ряд | |Число клапанов ||16 |8 | |Рабочий объем, см³||1329 |1364 | |Диаметр цилиндра/ход поршня, мм ||72,5/80,5 |73,0/81,5 | |Степень сжатия ||11,5:1 |16,5:1 | |Макс. мощность, л.с./ кВт/ об/мин ||101/74/6000 |90/66/3800 | |Макс. крутящий момент, Нм/ об/мин ||132/3800 |205/1800 - 2800 | |Привод ||передний |полный, с многодисковой муфтой в приводе задних колес (передний)| |Коробка передач ||6-ступенчатая, механическая |6-ступенчатая, механическая | |Передняя подвеска ||независимая, пружинная, Mc Pherson || |Задняя подвеска ||полузависимая, пружинная || |Передние тормоза/диаметр дисков, мм ||дисковые, вентилируемые/275 || |Задние тормоза/диаметр дисков, мм ||дисковые/259 |дисковые/279 (259) | |Шины ||195/60 R16 |195/60 R16 | |Максимальная скорость, км/ч ||175 |175 (175) | |Время разгона 0 - 100 км/ч, с ||12,5 |11,7 (11,7) | |Расход топлива, л/100 км|городской цикл |6,6 |5,8 (5,3) | |загородный цикл |4,9 |4,4 (4,0) | |смешанный цикл |5,5 |4,9 (4,5) | |Выбросы СО₂, г/км ||129 |130 (118) | |Емкость топливного бака, л ||42 || |Топливо ||бензин АИ 95 |дизтопливо Евро-4 | |* Данные в скобках - для переднеприводной версии
** Со сложенными задними сиденьями||||

Текст: Юрий Ветров.