quto.ru
Опубликовано 28 марта 2017, 20:00

История «Нивы», отечественного автомобиля-легенды

Этот компактный вседорожник, так пришедшийся по душе жителям советской, а позднее и российской глубинки, прошел свой сорокалетний путь практически без изменений. А началось все в 1969 году.

На прошлой неделе на 76-м году жизни скончался один из создателей одного из самых успешных отечественных автомобилей — «Нивы» — Петр Прусов. Он совсем немного не дожил до праздника в честь 40-летия модели — 5 апреля 1977 года с конвейера сошел первый экземпляр ВАЗ-2121.

Николя Мор, нынешний глава «АвтоВАЗа» почтил память конструктора следующими словами: «Петр Михайлович был великим человеком, создателем первого в мире внедорожника с несущим кузовом — легендарного ВАЗ 2121 «Нива», который сегодня носит имя LADA 4×4 и остается крайне популярным в России и за рубежом. Вдвойне печально, что он ушел в год празднования 40-летнего юбилея своего автомобиля, буквально немного не дожив до памятной даты — 5 апреля. Весь коллектив «АвтоВАЗа» глубоко скорбит по этой потере».

Этот компактный вседорожник, так пришедшийся по душе жителям советской, а позднее и российской глубинки, прошел свой сорокалетний путь практически без изменений. А началось все в 1969 году, когда тогдашний глава ВАЗ Владимир Соловьев выступил с собственной инициативой создания небольшого вседорожника для жителей сельских районов, которым бывает трудно передвигаться по далеко не всегда идеальным местным дорогам на обычных легковых авто.

Уже летом 1970 года Совет министров СССР и его председатель Косыгин поставил перед отечественными производителями задачу создать автомобиль повышенной проходимости с комфортабельностью уровня тогдашних «Жигулей». К тому времени как раз подошел к концу контракт с «Фиатом», и ВАЗ пришлось надеяться на самих себя.

В процессе проектировки предлагались самые разные решения: от классических и простых до радикальных. Изначально запланированный в виде рамного внедорожника ВАЗ-2121 получился самым настоящим кроссовером, хотя в то время и слова-то такого к автомобилям никто не применял.

Выпущенные к XXV съезду КПСС 50 предсерийных образцов показали себя на высоте в ходе сравнительных испытаний с уже зарекомендовавшими себя УАЗ-469 и даже Range Rover. Программа испытаний советского кроссовера была составлена из двух — «легковой» и «внедорожной».

В итоге в 1977 году с конвейера сошел первый советский кроссовер, который буквально состоял из новаторских для своего времени решений. «Нива» представляла собой легковой автомобиль повышенной проходимости в трехдверном цельнометаллическом кузове с независимой передней подвеской и постоянным полным приводом с блокировкой межосевого дифференциала. Именно это и сыграло ключевую роль в успехе модели. В качестве силового агрегата был выбран проверенный мотор от ВАЗ-2106.

До сих пор это один из самых экспортируемых отечественных автомобилей. Когда-то он был единственным советским автомобилем, продававшимся в Японии. Тем не менее, ряд нюансов мешал «Ниве» завоевать популярность на родине. Одним из них была высокая цена — 9 000 рублей, которая позднее выросла до 10 300 рублей. Это был самый дорогой отечественный автомобиль.

Экспортная версия в 1990-х годах оснащалась даже дизельным двигателем Peugeot XUD9 и обозначалась ВАЗ-21215. Вообще, потенциал автомобиля был и остается очень высоким. Уже тогда множество зарубежных ателье и мастерских предлагали всевозможные доработки для советского кроссовера. Одной из наиболее востребованных стала усиленная шумоизоляция, которая никогда не была сильной стороной модели.

Но за рубежом модель имела огромное количество и штатных доработок, среди которых можно было найти все, что душа пожелает. Здесь можно было дополнить авто и расширенными дисками, и панорамными зеркалами, и даже различные варианты решетки радиатора имелись в наличии — возможности для кастомизации «Нивы» за границей Волжский завод предлагал уже тогда. Вполне реальным было даже установить штатную лебедку, кенгурятник или защиту фар. Именно этот набор функций, по сути, превращавший проходимистый советский автомобиль в конструктор, способный подстроиться под нужды любого автомобилиста, сделал из машины легенду.

У советского бестселлера есть и пара-тройка мировых рекордов в загашнике. Из них три связаны с покорением Северного полюса. В Антарктиде «Нива» эксплуатировалась при температуре от минус 54 до плюс 40 градусов Цельсия.

Но на этом достоинства закончились — в 2002 году по результатам краш-теста EuroNCAP «Нива» набрала ноль баллов за симуляцию фронтального удара на скорости 64 км/ч. Это означает, что если водитель попадет в ДТП на это скорости, он, как минимум, будет тяжело травмирован. Причем больше всего пострадает голова.

В середине 2000-х годов привычная всем «Нива» сменила название на Lada 4×4 — именно под этим именем этот автомобиль продается и сегодня. Этот поистине народный автомобиль получил огромное количество модификаций, каждая из которых нашла своего любителя. Даже несмотря на появление более дорогого и современного проекта Chevrolet Niva, в пользу которого и отдали название «Нива», ВАЗ-2121 не изменилась никак кардинально.

Это все тот же автомобиль, у которого лишь изредка менялись мотор и коробка передач. Все ключевые механизмы машины, которые и сделали «Ниву» «Нивой», остались на своих местах. Сегодня в ней используется старый бензиновый двигатель объемом 1,7 л мощностью 83 лошадиные силы, который работает с пятиступенчатой «механикой». Передняя подвеска сохранила свою независимость.

Добавим, что наша «Нива» стала одним из первых в мире кроссоверов, пусть конструкция и не совсем совпадает с современной. Предложив высокий уровень проходимости и комфорт, этот вседорожник установил новые правила игры на рынке, что заставило зарубежных конкурентов с большим вниманием относиться к советской автомобильной промышленности.

Пора ли переобуваться на «лето»: скользкие моменты.

Автомобильные новости