Как Герой Советского Союза создавал французские автомобили: потрясающая история французского графа
Мы уверены, что про этого человека нужно снимать кино!Боевое крещение курсант школы летчиков-истребителей, куда он записался добровольцем с началом Второй мировой, получил на земле весной 1940 г. Немецкая бомба превратила в "шрапнель" груду картошки, которую Ролан чистил, будучи в наряде. "Водевиль" не затянулся. Обойдя линию укреплений Мажино, вермахт при активной поддержке люфтваффе вырвался на оперативный простор, поставив Францию на грань катастрофы.
Маршал или генерал?
17 июня новый законный глава правительства Франции герой Первой мировой войны маршал Филипп Петен в своем обращении к нации объявил о начале переговоров о перемирии с Третьим рейхом, а днем позже по лондонскому радио малоизвестный генерал Шарль де Голль призвал французов продолжать сопротивление.
Ролану, которому не исполнилось еще и 20 лет, пришлось делать выбор из разряда тех, которые определяют жизнь. На тот момент молодой летчик еще не знал, что его отец, кавалерист в годы Первой мировой, с началом нового конфликта ставший в звании полковника офицером штаба 9-й французской армии, еще в мае 1940 г. предпочел смерть плену. Но принадлежность к древнему дворянскому роду, среди представителей которого были видные дипломаты и военачальники, в не меньшей степени, чем свойственный юности романтизм, повлияла на решение Ролана. 23 июня 1940 г. пилот, переодевшись в форму польского пехотинца (в ситуации, когда статус французских военнослужащих повис в воздухе, это было разумно), по призыву де Голля отправился морем в Англию в каюте... для умалишенных. Другого свободного места на борту британского судна Ettrick не нашлось.
Впрочем, безбашенности Ролану было не занимать. Записаться в июле 1940 г. в возглавляемый де Голлем экспедиционный корпус, которому предстояло действовать во Французской Западной Африке, – для этого хватило просто храбрости. Даже зная, что вставшие под знамена движения "Свободная Франция" объявлены изменниками, подлежащими в случае пленения расстрелу на месте. Но вот возглавить команду, сплошь состоящую из аборигенов, и построить в Камеруне пригодный для использования аэродром – дело совсем иного порядка!
Первая победа и покушение на торт
В ноябре 1940 г. пилоты-истребители из состава экспедиционного корпуса были отозваны в Британию, где Ролан де ля Пуап после летного училища Королевских ВВС (RAF) в начале 1942 г. был зачислен в 602-й истребительный авиаполк City of Glasgow, который отличился во время Битвы за Британию летом-осенью 1940 г. Здесь молодой француз вскоре стал ведомым своего сверстника Брендана (Пэдди) Финукейна, летчика-аса, самого молодого командира эскадрильи в составе RAF. Уже 13 апреля 1942 г. Ролан, пилотируя Spitfire Mk.V, открыл счет своим победам, сбив над проливом Па-де-Кале новейший Messerschmitt Bf.109 G.
Но блестяще начавшаяся летная карьера вскоре едва не оборвалась. Француз предстал перед военным трибуналом за срыв перебазирования полка. К счастью, Ролана признали невиновным в том, что он нарушил построение части, совершив вынужденную посадку. Следующий проступок де ля Пуапа оказался куда более тяжким. Во время посещения 602-го истребительного полка королем Георгом VI молодой граф, не долго думая, первым отхватил большой кусок торта, который должен был стать украшением стола во время торжественного обеда с участием английского монарха. Однако обвинений в оскорблении Его Величества все же не последовало...
Из Британии в СССР через... Африку
В августе 1942 г., Ролан, узнав, что его полк выводится на переформирование в Шотландию, принимает предложение отправиться воевать в составе эскадрильи, формирующейся из французских пилотов, в страну, название которой еще предстояло узнать. Когда же пункт назначения, СССР, был рассекречен, де ля Пуап удивился, но не изменил своего решения. Между тем, исход Сталинградской битвы, во многом определявшей исход войны на Востоке, тогда был совсем не ясен...
Да и как добраться до СССР? После разгрома немцами союзнического каравана PQ17 в июле 1942 г. перевозки по арктическому маршруту из Британии в Мурманск приостановили. В результате, 12 французских летчиков, воевавших в составе RAF в Европе, в конце августа 1942 г. отправились из Шотландии на борту судна Highland Princess, вскоре в шутку переименованного в Drunken Princess (Пьяная Принцесса, англ.)... в Нигерию. Оттуда путь дюжины смельчаков на самолетах, поездах, грузовиках пролегал через Камерун, Конго, Судан в Египет, а оттуда в Ливан, где на авиабазе Раяк (ее название станет позывным французов в СССР), основанной немцами в Первую мировую, произошло окончательное формирование 3-й Истребительной Группы Французских сил освобождения.
По традиции, установленной генералом Валеном, командующим ВВС голлистов, каждая авиачасть носила название французской провинции. Выбор между "Французской Фландрией" и "Нормандией" был сделан в пользу последней. Потом были Дамаск, Багдад, Тегеран, и наконец 28 ноября 1942 г. 15 французских летчиков и 40 механиков уже на советских транспортных самолетах Ли-2 прибыли в Баку. А оттуда с несколькими промежуточными посадками в Иваново. Там французы несколько месяцев осваивали советские истребители Як. 22 марта 1943 г. эскадрилья "Нормандия" вылетела на фронт, где вошла в состав 1-й воздушной армии под командованием генерала Худякова.
По следам армии Наполеона
С аэродрома Муковнино рядом с поселком Полотняный Завод (Калужская область) начался боевой путь части, после пополнения преобразованной в полк в июле 1943 г. Летом-осенью этого года, когда в ходе Второй мировой произошел коренной перелом, Ролан де ля Пуап записал на свой счет 7 (по другим оценкам 8) сбитых самолетов люфтваффе. Интересно, что французские летчики вели воздушные сражения над местами, где когда-то прошла Великая армия Наполеона. Кстати, в 1794 г. будущий император Франции, а тогда молодой артиллерийский офицер, служил в Тулоне под началом вставшего на сторону революции генерала Жана-Франсуа де ля Пуапа, одного из предков Ролана.
Да, у истории своеобразное чувство юмора. 28 ноября 1944 г. полку приказом Верховного Главнокомандующего советскими Вооруженными Силами И.В.Сталина присвоено почетное наименование "Неманский" за проявленное мужество в ходе воздушных сражений над территорией Литвы и при форсировании реки Неман. Той самой, которую 24 июня 1812 г. пересекли войска Бонапарта, начиная кампанию в России.
О превращении "Нормандии" в "Нормандию-Неман" Ролан де ля Пуап мог бы узнать уже во Франции. Осенью 1944 г. ветераны полка получили разрешение на длительный отпуск на родине, значительная часть которой была освобождена войсками союзников. Однако накануне отлета советское командование сообщило французам о скором начале наступления в Восточной Пруссии. После недолгого замешательства Марсель Альбер, лучший ас полка и друг де ля Пуапа, обращаясь к командиру "Нормандии" Пьеру Пуйяду, выдал фразу: "Я остаюсь, мой полковник! Иначе эти негодяи выпьют здесь всю водку". Остались все несостоявшиеся отпускники, потребовав вернуть им уже розданные товарищам вещи.
Это решение позволило Ролану де ля Пуапу довести счет сбитых самолетов противника до 17 и... вместе с еще тремя пилотами полка "Нормандия-Неман" войти в число первых французов, удостоенных звания Героя Советского Союза. 9 декабря 1944 г. в Москве в присутствии генерала де Голля, прибывшего в СССР с официальным визитом, состоялась церемония награждения, за которой последовал отпуск во Франции. 30 апреля 1945 г. Ролан де ля Пуап вновь на Восточном фронте. А затем было триумфальное возвращение полка "Нормандия-Неман" в Париж 20 июня 1945 г. на подаренных советским правительством боевых Як-3.
Ярко проявив себя в воздухе в годы Второй мировой, после войны Ролан де ля Пуап сделал то же самое на земле. И не только. Чтобы содержать в порядке семейные владения, включая замок Мозе в долине Луары, графу не хватило бы не только офицерского жалования, но и куда более солидной зарплаты пилота компании Air France.
Результат этих размышлений оказался таким же полностью меняющим диспозицию, как боевой разворот истребителя. Ушедший в отставку в 1949-м граф вложился в новую отрасль, производство изделий из пластика.
От упаковки для шампуня – к автомобилю
Завод SEAB, созданной в апреле 1949 г. компании по разработке и внедрению патентов, начинал с производства пластиковых шлангов. Но настоящий успех пришел тремя годами позже с запуском в производство миниупаковки для шампуня Dop по заказу парфюмерного гиганта L'Oréal. Приглашенный Роланом де ля Пуапом художник венгерского происхождения Виктор Вазарели, только что получивший французское гражданство, создал шедевр лаконичности. Наполненные разноцветным шампунем пакетики размером в 2-3 см2 из прозрачного блестящего ПВХ внешне напоминали карамель. Этот недорогой продукт пошел на "ура" в стране, еще не оправившейся от войны, где, как вспоминал де ля Пуап, "лишь каждый третий мог позволить себе регулярно мыть голову". Но и когда времена изменились, Dop в миниупаковках продолжал пользоваться огромным успехом. Более чем за 25 лет L'Oréal реализовал сотни и сотни миллионов индивидуальных доз шампуня.
В 1966 г. Ролан де ля Пуап основал еще одну компанию, Prepac, ставшую монополистом на рынке пластиковой тары для молочных продуктов в Алжире, Бразилии и Индии. Преуспевающий бизнесмен, граф проводил время в деловых поездках по всему миру, а, возвращаясь в Париж, садился за штурвал своего легкого самолета, чтобы быстрее добраться до родительского замка. Жизнь удалась? Но вместо того, чтобы почивать на заслуженных лаврах, Ролан де ля Пуап вновь совершил "боевой разворот". На этот раз в перекрестье прицела его интересов оказался специфический сегмент автомобильного рынка. Как и в пилотской юности графа, ему помогли англичане...
Верблюд вместо ослика
В 1964 г. спроектированный Алеком Иссигонисом Mini Moke компании BMC создал нишу прогулочных автомобильчиков. Тираж модели в Британии не поражал воображение, но Ролан де ля Пуап посчитал концепцию перспективной для стран с более благоприятным климатом, чем на Туманном Альбионе. Граф оценил идею соединить уже существующие шасси и мотор небольшой мощности с простым кузовом со складным верхом. При этом француз взял на заметку и недостатки "британца": жесткую подвеску, недостаточный для движения вне асфальта клиренс и быстро ржавеющий кузов. Кому как не Ролану де ля Пуапу было знать, чем заменить корродирующую сталь!
Альтернативой стал производимый компанией SEAB пластик ABS (акрилонитрил-бутадиен-стирол), который применялся для изготовления внутренних стенок холодильников. Это был хорошо формующийся, окрашиваемый в массе, достаточно прочный и легкий да к тому же рециклируемый материал. Что до механической начинки, то де ля Пуап и работающий в его компании инженер Жан Дарпан рассматривали сначала двух "доноров": Citroën 2CV и Renault 4. Выбор в пользу "двухшевронной" модели предопределил мотор. Двухцилиндровый оппозитник воздушного охлаждения, доступный с 1965 г. в варианте с рабочим объемом 602 см3 и мощностью около 30 л.с., позволял получить максимально низкую переднюю часть автомобиля и повышал его живучесть при... обстреле.
Ролан де ля Пуап, похоже, знал, что Mini Moke первоначально задумывался как легкий внедорожник для воздушно-десантных войск, и держал в голове возможность применения в армии и своей модели. Ее клиренс в 180 мм не отпугнул военных, отвергших "британца" с его 162 мм дорожного просвета, и более 7000 "графских" авто использовались в Вооруженных Силах Франции, а еще дюжину для своих нужд приобрела армия Ирландии.
Но сначала прототип модели, созданный на шасси развозного фургончика компании SEAB, испытали в окрестностях замка де ля Пуапа, а затем представили руководству Citroën. Выбор компании для серийного производства был во многом предопределен: завод графа уже давно поставлял пластиковые элементы для DS и Ami 6. Пьер Берко, патрон Citroën, по достоинству оценил работу, но забраковал предложенное название модели, Donkey (ослик, англ.). Вместо него решено было использовать Méhari, что в переводе с французского означает "Верховой верблюд". Тоже символ выносливости и простоты. Ролан де ля Пуап к тому же знал, что корабль пустыни способен выжить в самых тяжелых условиях. Граф помнил, как в ноябре 1942 г. пилоты эскадрильи "Нормандия" после прибытия в СССР рядом с аэродромом в Астрахани с изумлением увидели навьюченных верблюдов, которые упорно шли сквозь буран...
На всех широтах
16 мая 1968 г. в курортном Довиле на побережье Нормандии с размахом прошла презентация Méhari, на которой Ролан де ля Пуап... отсутствовал. Накануне мероприятия он услышал от Пьера Берко: "Méhari – продукт Citroën, и только Citroën". Но история сделала свой неожиданный поворот. Вечером 16 мая 1968 года во Франции началась всеобщая забастовка, ставшая прологом к тому, что принято называть Революцией 1968 года, которая привела к отставке генерала Шарля де Голля, основателя и президента Пятой республики. А 21 августа того же года последовала операция "Дунай" по вводу войск стран Варшавского договора в Чехословакию. В итоге лишь в октябре представленный на Парижском автосалоне Dyane 6 Méhari (таково было официальное наименование модели) привлек к себе внимание.
Уже на следующий год нишевая модель разошлась внушительным тиражом более 12 000 экземпляров и вплоть до 1975 года ни разу не опустилась ниже планки в 10 000 проданных единиц. Чтобы продлить жизненный цикл Méhari, команда Ролана де ля Пуапа предлагала Citroën различные изменения в конструкции, но почти все они отвергались. Это относилось и к созданному в 1973 году амфибийному варианту, гребные колеса которого приводились в движение съемным мотором, крепившимся на заднем бортике автомобиля. Но граф с друзьями по крайней мере развлекался тем, что обгонял на этой амфибии баржи на Сене под окнами головного завода Citroën на набережной Жавель в Париже.
Все же разработанная по инициативе Ролана де ля Пуапа модель не стала пасынком для Citroën. В 1979 г. стартовали продажи Méhari 4х4, который благодаря полному приводу и трехступенчатой раздатке мог справляться с 60% подъемами и вообще со своей полностью независимой подвеской и дисковыми тормозами по кругу для того времени выглядел очень круто. Правда, и цена такого Méhari была вдвое выше, чем у переднеприводной версии...
Так или иначе, "верблюд" продержался на конвейере два десятка лет и по объемам продаж почти втрое превзошел Mini Moke, который выпускался на 10 лет дольше. И это не считая в общей сумме тысяч экземпляров, собранных различными компаниями в Аргентине, Бельгии, Германии, Уругвае, Чили под другими названиями и с кузовами, изготовленными не из пластика ABS, а стекловолокна или стали! Сбылись слова Ролана де ля Пуапа, сказанные Пьеру Берко накануне памятной презентации в Довиле. Тогда граф пожелал патрону Citroën продать как можно больше Méhari к взаимной выгоде.
"Земноводный" проект
Все мы родом из детства. Мальчишкой Ролан де ля Пуап любил наблюдать за дельфинами, заплывавшими в небольшую бухту на территории родового поместья его отца под французским Брестом. Посетив в конце 1960-х океанариум в Майами, граф загорелся идеей создать нечто подобное во Франции, и 28 апреля 1970 г. состоялось неофициальное открытие парка Marineland в Антибе. В соответствии с русской поговоркой первый блин вышел комом, но вскоре в океанариум на Лазурном берегу повалили посетители.
Какое все это имеет отношение к автомобильной тематике? Во второй половине 1970-х, когда производство Méhari и не думало прекращаться, Ролан де ля Пуап решил освоить перспективную нишу микрокаров. Они проходили во Франции по категории мотоколясок и ими можно было управлять без "прав" по достижении 14 лет. В результате, с 1978 по 1984 гг. принадлежащая графу компания SEAB выпустила серию двухместных моделей Flipper. Люди старшего поколения помнят показывавшийся в СССР в период разрядки отношений с США одноименный американский телесериал середины 1960-х, главным героем которого был исключительно умный дельфин-афалина по имени Флиппер.
Микрокары от SEAB с их не боящимися легких ударов кузовами из пластика ABS и автоматическими коробками передач тоже выделялись на общем фоне. А Flipper I добавлял к этому... отсутствие задней передачи в трансмиссии. Не пятиться "дельфину" позволяла вращающаяся на 360° ведущая передняя ось. Сам граф получал удовольствие, наблюдая ошарашенное выражение лиц тех, кто видел разворачивающийся на месте Flipper. Возможно, сражаясь в рядах полка "Нормандия-Неман", Ролан де ля Пуап слышал советскую песню про победный шаг "на земле, в небесах и на море" и сделал ее былью своей жизни.