quto.ru
Опубликовано 20 сентября 2019, 15:40

Как проверить мотор с помощью обычной палки

Способов диагностики двигателей внутреннего сгорания придумано великое множество. Большинство из них предполагает применение специального, подчас не самого дешёвого оборудования. Однако есть реально работающий и простой "дедовский" метод. О нём сегодня и поговорим.

Невероятно, но факт: проверить мотор при покупке автомобиля или диагностировать поломку этого дорогостоящего агрегата можно… с помощью обычной деревянной палки. Это вовсе не миф, как полагают некоторые обыватели. Метод не нов, но чрезвычайно прост и доступен каждому.

Во время работы двигателя из недр силового агрегата доносится множество всевозможных звуков. Некоторые из них нормальные, другие напротив являются непременными спутниками механических поломок. Локализовать проблему и выявить "тревожный" шум в этой какофонии можно с помощью специального прибора – стетоскопа. Его легко заменяет самая обычная палка.

Сразу оговоримся: прибегать к помощи этого нехитрого, но крайне полезного устройства следует далеко не всем. Палка оказывается бессильной в руках человека, не разбирающегося в устройстве и принципах работы ДВС.

Как проверить мотор с помощью обычной палки

Внезапно возникшие, нехарактерные для обычной работы мотора стуки – верный признак появления увеличенного зазора между сопрягаемыми деталями: поршней и стенок цилиндра, поршней и поршневых пальцев, распределительных валов и головки блока, коленчатого вала и блока цилиндров, клапанов и направляющих втулок или даже шариков подшипников и их обойм. Неправильный шум передаётся на все сопрягаемые металлические поверхности и распространяется по ним. А также… по деревянной палке, плотно приставленной к мотору или навесным агрегатам.

Чтобы воспользоваться диагностической палкой, сперва её нужно правильно подобрать или изготовить. Палка должна отвечать нескольким важным критериям – быть отлично высушенной, желательно, прямой, а также цельной (без отверстия внутри, выбитых сучков или трещин). Длина инструмента может быть разной. Наиболее универсальная дина – порядка полуметра. Один конец палки заостряется (его прижимают к исследуемому объекту), а второй – скругляется. Тупой конец палки во время диагностики прижимают к мочке уха, что позволяет избежать случайных травм. Проверить палку на пригодность просто – нужно постучать по ней металлическим предметом и оценить звук. Правильный отклик – звонкий. Звуки, исходящие из мотора, имеют разную природу, характер, тональность, периодичность и локализацию. Изучение этих параметров как раз и помогает диагносту добраться до причины проблем. В целом же поломок, которые может выявить палка, не так и много.

Шипение чаще всего проявляется в верхней части двигателя. Оно свидетельствует о мощном подсосе воздуха, разгерметизации вакуумной системы или проблемах в системе охлаждения.

Как проверить мотор с помощью обычной палки

Повизгивания и свист – признак ослабления ремней или критического износа подшипников (чаще всего – в обводных и натяжных роликах ремня навесных агрегатов). Стуки разной тональности в районе коленчатого вала, распредвалов, поршней или клапанов – веская причина проведения дополнительного исследования состояния мотора и повод для реального беспокойства. Стуки вкладышей, шатунно-поршневой группы и клапанов намекают на скорую "капиталку" или, как минимум, необходимость регулировки тепловых зазоров в системе ГРМ.

"Металлические" стуки в бензиновом моторе при нажатии на педаль газа – результат детонации, которая, в свою очередь, говорит о низком качестве топлива либо проблемах в системах питания и зажигания.

Как проверить мотор с помощью обычной палки

Глухие звуки издаёт распредвал. Он прекрасно распознаётся в момент запуска двигателя, когда мотор работает "на сухую". Встречаются и нетипичные неисправности с непериодическими звуками. К примеру, при ослаблении натяжки или растяжении могут наблюдаться шелест цепи ГРМ или эпизодические удары ремня ГРМ по защитному кожуху.

Словом, причин для беспокойства простая деревянная палка автолюбителю может преподнести немало. Умение ей пользоваться поможет избежать ненужных трат при посещении сервиса – отправляясь туда на ремонт, вы, с большой вероятностью, уже будете знать, какие именно компоненты предстоит менять или ремонтировать, а значит, "развести" вас на дополнительные дорогостоящие работы недобросовестным мастерам будет непросто.

Автомобильные новости