Ксенон и "колхозный" ксенон: ликбез

Фото с сайта made-in-china.com

В данном материале речь пойдет о "колхозном" ксеноне или как теперь принято его называть современном биче российских дорог. Если выражаться языком закона, то в документе "Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" это звучит так:

3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

Что это значит в переводе на русский язык?

Фара головного света или просто "фара" - это достаточно сложный оптический прибор. Его разрабатывают высококвалифицированные специалисты на основании предоставляемых заказчиком параметров и требований международных стандартов. Это первое.

Второе. В автомобильных фарах сегодня наибольшее распространение получили так называемые галогеновые и газоразрядные (в просторечии - ксенон) лампы. На смену и тем и другим скоро придут светодиоды, но мы пока не о них.

Так вот, принципы работы и устройство галогеновых и ксеноновых ламп существенно отличаются друг от друга. И физические размеры как самих таких ламп, так и светящегося тела внутри них, тоже заметно разные. Поэтому совершенно не случайно с самого начала газоразрядные (т.е. ксеноновые) лампы были задуманы со специально сконструированными цоколями: D1S/D1R, D2S/D2R D4S/D4R и т.п.
Именно такими их сегодня выпускают все лицензированные фирмы: Philips, Bosch, Hella и остальные.

Но на помощь "колхозникам", как всегда, пришли шустрые китайцы. И теперь легко и недорого можно купить газоразрядные лампы и блоки розжига к ним с "галогеновыми" цоколями, типа H1, H4, H7 и т.п.

В результате с небольшими затратами можно оснастить "ксеноном" хоть УАЗик, хоть ГАЗель. И фара, рассчитанная под лампу с вполне конкретными геометрическими размерами светящегося тела, получает нечто совсем другое. Поскольку светящееся тело газоразрядной лампы имеет совсем другую форму и размеры, оно выпадает из фокуса фары в целом. И в итоге: встречайте, колхоз-ксенон!

Кстати, очень живуч миф о том, что так называемые рефлекторные фары не рассчитаны под "ксенон", а "линзованные" рассчитаны. Это не соответствует истине ни на йоту.
Mercedes-Benz, к примеру, в 1991 году применил пресловутый "ксенон" (лампа D2R) на моделях W140 (в народе - "шестисотый"), когда еще никакой "линзованной" оптики и в помине не было.

И еще: не бывает фар, рассчитанных под установку как галогеновых, так и ксеноновых ламп в зависимости от пожеланий и предпочтений конкретного автовладельца. Снаружи фары выглядят одинаково, а внутреннее строение у них заметно разное. На стекле фары или на ее корпусе есть и соответствующая маркировка: буквы H или D. Каталожные номера у них также разные.

Все вышесказанное относится и к противотуманным фарам. Никто и нигде в мире не ставит "ксенон" в противотуманки. А у нас, увы.

Из личного опыта:
Три вещи, бросающиеся в глаза при возвращении на Родину из поездок по Европе: отсутствие разметки, грязные машины и колхоз-ксенон.

Примечание:
Строго говоря, D1S/D1R, D2S/D2R D4S/D4R, H1, H4, H7 и т.д. - это не обозначение цоколя, а тип лампы. Но, поскольку, каждому типу лампы соответствует свой цоколь, подобное упрощение для облегчения понимания допустимо.

Scriptio: Геннадий Звонов, технический консультант.