quto.ru
Опубликовано 26 апреля 2010, 16:28

Модные штучки

Осторожно, чтобы не задеть соседнюю машину, открываем длинную и тяжелую дверь, сдвигаем вперед кресло, втискиваемся в узкий проем… Ну кому нужны эти трехдверные хэтчбеки? Раньше их покупали те, кто хотел сэкономить, но теперь — все чаще модники и модницы. Это для них делают эффектные трехдверки гольф-класса, стилизованные под купе: Opel Astra GTC, Renault Megane Coupe, Kia pro_cee’d, Volkswagen Scirocco… Кто из них — настоящий «спортсмен», а кто лишь мимикрирует?
Kia pro_cee‘d

Осторожно, чтобы не задеть соседнюю машину, открываем длинную и тяжелую дверь, сдвигаем вперед кресло, втискиваемся в узкий проем… Ну кому нужны эти трехдверные хэтчбеки? Раньше их покупали те, кто хотел сэкономить, но теперь — все чаще модники и модницы. Это для них делают эффектные трехдверки гольф-класса, стилизованные под купе: Opel Astra GTC, Renault Megane Coupe, Kia pro_cee’d, Volkswagen Scirocco… Кто из них — настоящий «спортсмен», а кто лишь мимикрирует?

Больше всего спорта — в Scirocco. Хмурый взгляд фар, рельефные задние крылья, крутой подъем подоконной линии… Трехдверка хоть и ниже соплатформенного Гольфа аж на 65 мм, но позволяет спокойно усесться за рулем даже рослому драйверу: места над головой хватает! Однако сильно заваленные массивные передние стойки, низкая крыша и крошечное заднее окно ограничивают обзорность, а вдобавок и садиться в Scirocco непросто даже водителю, не говоря уже про тесный, отформованный под двоих задний диванчик.

Но если сел за руль, то вылезать уже не хочется: газ, полный газ! Семиступенчатый «робот» DSG лишь чуть мешкает при резком старте — электроника бережет сухое сцепление. Но уже в следующую секунду Volkswagen напористо, с задорным ревом, набирает ход — тяги 160-сильного двигателя с двойным наддувом хватает всегда и везде. Мотор отзывчив, а коробка меняет передачи быстро, мягко и вовремя — только стрелка тахометра прыгает по шкале. Причем если в «драйве» DSG при любой возможности перескакивает на высшие ступени, «сталкивая» мотор в турбояму, то в режиме Sport — никаких проблем!

Модные штучки
Низкие массивные стойки, высокая передняя панель с большим экраном, «прямоходный» селектор коробки передач — салон Scirocco похож на кабину самолета

Низкие массивные стойки, высокая передняя панель с большим экраном, «прямоходный» селектор коробки передач — салон Scirocco похож на кабину самолета

Кресло Scirocco — самое жесткое и самое плотное, с отличной боковой поддержкой. Но при такой жесткости особенно остро не хватает регулировки поясничного подпора

Кресло Scirocco — самое жесткое и самое плотное, с отличной боковой поддержкой. Но при такой жесткости особенно остро не хватает регулировки поясничного подпора

Руль — с четким «нулем» и линейным нарастанием усилия. На высокой скорости реакции даже излишне остры, особенно на скользкой дороге, где Scirocco заставляет водителя постоянно корректировать ощутимые траекторные отклонения. И плавность хода, увы, принесена в жертву спортивности — мелкие встряски на трещинах в асфальте, «острые» тычки на ямках покрупнее и подробное повторение профиля дороги. Да и шум от шин навязчив.

Новый трехдверный Megane тоже стремится убедить окружающих в том, что он — Coupe: обтекаемые формы, покатая крыша, массивная корма… Пожалуй, слишком массивная. Зато интерьер не чета скучноватому фольксвагеновскому — он самый стильный в квартете и… самый неудобный. Диапазонов регулировки руля и спинки кресла не хватает, по ночам в глазах рябит от крупного светящегося «блюдца» спидометра. Экранчик климат-контроля плохо читается, а окружающие его кнопки по размерам сопоставимы с клавишами сотового телефона и срабатывают порой через раз. И, несмотря на опущенные передние сиденья, водитель среднего роста почти упирается лбом в солнцезащитный козырек.

В активе Renault — всего 140 «атмосферных» сил двухлитрового мотора плюс клиноременный вариатор. Если впрессовывать педаль газа в пол, то под монотонный вой раскрученного до 5000 об/мин мотора Megane разгоняется бодро. Но задержки в управлении тягой огромные, а при сбросе газа вариатор тут же переходит в «верхнюю октаву». Ручной режим с псевдофиксированными ступенями позволяет держать мотор «в тонусе», но отставание реакций на нажатие педали газа все равно остается!

На высокой скорости руль Scirocco становится излишне «острым», заставляя водителя напрягаться — особенно на скользкой дороге, где Volkswagen не очень хорошо держит прямую

На высокой скорости руль Scirocco становится излишне «острым», заставляя водителя напрягаться — особенно на скользкой дороге, где Volkswagen не очень хорошо держит прямую

Зато шасси — образец устойчивости. Все ему нипочем — лед, колеи, снежные переметы: Megane идет по прямой, как по струнке, четко реагирует на отклонения руля, в поворотах обходясь без диагональной раскачки и траекторных рысканий. Жаль, рулевое управление «туповато», а реактивное действие — ненатуральное, «электрифицированное». И хотя подвеска успешно сглаживает крупные неровности и не кажется слишком жесткой, вся дорожная «мелочь» чувствуется в салоне — похоже, что в погоне за точностью реакций французские инженеры «зажали» сайлент-блоки подвески.

Модные штучки

Зато в салоне тихо! Заметен лишь аэродинамический шум после 100—110 км/ч, перестук камешков в колесных арках… И заунывное нытье мотора при разгонах «в пол».

Kia pro_cee’d из всей четверки больше всего похож на «просто cee’d». Внутри — правильный и скучноватый интерьер с хорошей обзорностью и высокой посадкой водителя, из-за которой ему остается минимум места над головой.

Салон Renault не отличается выверенной эргономикой, но стиля ему не занимать. Настораживает только обилие нефактурного пластика — не залоснится ли?

Салон Renault не отличается выверенной эргономикой, но стиля ему не занимать. Настораживает только обилие нефактурного пластика — не залоснится ли?

Кресло Мегана — самое мягкое, однако надежно удерживает водителя в поворотах. Но подушка коротковата, а у спинки ограниченный диапазон регулировки

Кресло Мегана — самое мягкое, однако надежно удерживает водителя в поворотах. Но подушка коротковата, а у спинки ограниченный диапазон регулировки

Опциональная стеклянная крыша не открывается. Солнцезащитная шторка — с электроприводом

Опциональная стеклянная крыша не открывается. Солнцезащитная шторка — с электроприводом

Двигатель Kia чуть мощнее (143 л.с.) и, в отличие от «француза», откликается на газ резко, порой до дискомфорта, но… «Снизу» мотор вял, на высоких оборотах слишком шумен, а архаичный четырехступенчатый «автомат» без спортивного и ручного режимов переключает передачи аккуратно, но медленно.

Музыка — для некурящих! Пепельница перекрывает доступ к разъемам аудиосистемы

Музыка — для некурящих! Пепельница перекрывает доступ к разъемам аудиосистемы

Сигнальная лампа включения подогрева сиденья есть на щитке приборов, но мощность приходится выбирать на ощупь

Сигнальная лампа включения подогрева сиденья есть на щитке приборов, но мощность приходится выбирать на ощупь

У Renault пластмассовый пол багажника, привернутый к кузову болтами, — это может упростить ремонт после наезда сзади. Запасное колесо — полноразмерное

У Renault пластмассовый пол багажника, привернутый к кузову болтами, — это может упростить ремонт после наезда сзади. Запасное колесо — полноразмерное

Может, шасси настроено «под спорт»? Ведь из всей четверки только у Kia можно полностью отключить систему стабилизации! Увы, толку от этого ноль. Вот если бы ESP можно было дезактивировать в Scirocco и в Renault с их плавным и однозначным заносом под сброс газа… А pro_cee’d в ответ на уменьшение подачи топлива в скользком повороте сначала срывается в снос передней оси — и только потом переходит к заносу. На руле — постоянное фоновое усилие, лишающее информативности. А на прямой Kia все время рыскает не только на ямах и колеях, но и в ответ на изменение тяги, смещаясь вправо при разгоне и влево при торможении.

При этом на ямах трясет немилосердно — настолько, что хочется просто сбросить скорость и объезжать каждую выбоину. А вдобавок к этому — занудный вой мотора, самый громкий в квартете фон от шин и ощутимые вибрации от двигателя, словно под капотом дизель.

Но нет — дизельный мотор оказался у Астры!

Мы долго думали, брать ли Астру GTC 1.9 CDTI со 150-сильным турбодизелем и «механикой» в компанию к бензиновым «автоматизированным» конкурентам. В итоге любопытство победило, и мы об этом не пожалели.

Renault Megane очень стабилен даже на скользкой дороге. И на повороты руля реагирует однозначно, без ненужных подруливаний

Renault Megane очень стабилен даже на скользкой дороге. И на повороты руля реагирует однозначно, без ненужных подруливаний

Конечно, дизель шумноват, да и вибраций больше. Но трогается дизельная Astra легко, прощая неаккуратное обращение с акселератором и тугой педалью сцепления. Разгон поначалу кажется вялым из-за «короткой» первой передачи, а затем… Если не выпускать стрелку тахометра из активной зоны от двух до четырех тысяч оборотов, Opel накрывает седоков волной ускорения. Ведь крутящий момент у дизеля в этой зоне в полтора раза выше, чем у бензиновых конкурентов. А по точности откликов на педаль акселератора Astra на тяжелом топливе выигрывает даже у Scirocco!

Opel Astra — самый комфортный хэтчбек в нашем тесте. На скользкой дороге контролировать автомобиль мешает нечеткий «ноль» рулевого управления и склонность машины к заносу

Opel Astra — самый комфортный хэтчбек в нашем тесте. На скользкой дороге контролировать автомобиль мешает нечеткий «ноль» рулевого управления и склонность машины к заносу

Opel напоминает Scirocco и по устойчивости — тоже немного рыскает по скользкой дороге. Но обратная связь «по рулю» хуже, особенно в околонулевой зоне. Здесь не отключается даже traction control, и срабатывает система стабилизации жестко — возможно, потому, что и в занос машина проваливается резче других. А в поворотах дизельная Astra GTC заметно кренится и припадает на заднее колесо, «закручивая» траекторию, — все оттого, что здесь самая мягкая в нашем квартете подвеска. Поэтому и плавность хода самая высокая.

Возраст опелевского интерьера выдает разве что монохромный экран в центре панели. Отнесенные вперед ручки дверей — проблема для тех, кто хочет выйти с заднего сиденья без посторонней помощи

Возраст опелевского интерьера выдает разве что монохромный экран в центре панели. Отнесенные вперед ручки дверей — проблема для тех, кто хочет выйти с заднего сиденья без посторонней помощи

Креслу Опеля не хватает регулировки поясничного подпора. Подушка довольно плоская, но в поворотах тело водителя хорошо удерживается валиками спинки

Креслу Опеля не хватает регулировки поясничного подпора. Подушка довольно плоская, но в поворотах тело водителя хорошо удерживается валиками спинки

Расставляем экспертные оценки, подводим итоги — и видим, что разница в баллах невелика! Но характеры у машин разные.

Модные штучки

Победитель нашего теста Volkswagen Scirocco — спортсмен. Во всем — от управляемости и настроек силового агрегата до пренебрежения к обзорности, размерам багажника, простору на задних местах и плавности хода. Лучший выбор для тех, кто мечтает о настоящем купе, но не имеет достаточно средств для его покупки. Впрочем, Scirocco недешев — за базовый хэтчбек с двигателем мощностью всего 122 л.с. и «механикой» надо отдать 854 тысячи рублей. И альтернативный вариант сейчас только один — Scirocco с 210-сильным мотором от Гольфа GTI и «роботом» DSG. Но такой автомобиль стоит и вовсе 1 млн 181 тысячу рублей.

Модные штучки

Kia pro_cee’d — наоборот, лишь имитация «спорта»: бессмысленная жесткость подвески, спорная управляемость, обыденный салон. Мощных версий нет, да за ними никто и не гонится: самый популярный на нашем рынке pro_cee’d — со 122-сильным мотором 1.6 и «автоматом». Всего за 620 тысяч рублей. Но все равно трехдверка продается в шесть с лишним раз хуже, чем пятидверный cee’d. Может, обновленный pro_cee’d будет лучше?

Интерьер Kia скроен из мягкого пластика и симпатичных серебристых вставок. Но ни стиля, ни спорта в нем нет

Интерьер Kia скроен из мягкого пластика и симпатичных серебристых вставок. Но ни стиля, ни спорта в нем нет

Несмотря на тиснение ткани под шинный протектор, сиденья совсем неспортивные — с широкими валиками и установлены они высоко

Несмотря на тиснение ткани под шинный протектор, сиденья совсем неспортивные — с широкими валиками и установлены они высоко

Модные штучки

Renault Megane Coupe — красив, но спортивными повадками не отличается: обыденный силовой агрегат, надежное, но не азартное шасси. Хороший друг для прекрасной половины человечества. Проблема в том, что хэтчбек с базовым мотором 1.6 продается в России только с «механикой», которую женская аудитория традиционно недолюбливает. А двухлитровая машина с вариатором стоит минимум 827 тысяч рублей.

А вот Opel Astra GTC одинаково популярен у модников и модниц! Настолько, что его будут выпускать еще полтора-два года, несмотря на появление новой Астры. Только за 2009 год в России продано 5238 машин — среди «трехдверок» это рекорд. И пусть по экспертным оценкам Opel середнячок, зато цены начинаются с 541 тысячи рублей. А главное — есть из чего выбрать! Дизель, конечно, экзотика, тем более что предлагается он только в паре с «механикой». Зато бензиновые версии — на любой вкус. Хочешь — бери дешевый 105-сильный хэтчбек с «механикой», хочешь — с двигателем 1.8 мощностью 140 л.с. и «автоматом» (наиболее популярный вариант), а хочешь — 240-сильный Opel Astra OPC.

Модные штучки

Экспертные оценки Авторевю

Диаграмма показывает соотношение важнейших, но порой конфликтующих качеств автомобилей — динамики и ездового комфорта. Для наглядности мы выделили три зоны: красную (автомобиль не удовлетворяет требованиям потребителя), желтую (удовлетворяет в основном) и зеленую (удовлетворяет полностью). Ось «Динамика» проградуирована в процентах от максимально возможной экспертной оценки, которая складывается из трех составляющих — разгона, торможения и управляемости. Та же ситуация с осью «Комфорт» (в расчет приняты оценки за плавность хода, виброзащиту и акустический комфорт)

Диаграмма показывает соотношение важнейших, но порой конфликтующих качеств автомобилей — динамики и ездового комфорта. Для наглядности мы выделили три зоны: красную (автомобиль не удовлетворяет требованиям потребителя), желтую (удовлетворяет в основном) и зеленую (удовлетворяет полностью). Ось «Динамика» проградуирована в процентах от максимально возможной экспертной оценки, которая складывается из трех составляющих — разгона, торможения и управляемости. Та же ситуация с осью «Комфорт» (в расчет приняты оценки за плавность хода, виброзащиту и акустический комфорт)

Модные штучки

Безопасность

Из четырех трехдверок самым скромным базовым набором средств безопасности располагает Opel Astra GTC: четыре подушки безопасности (фронтальные и боковые), преднатяжители ремней, АБС и крепления Isofix на заднем сиденье. Renault Megane Coupe вдобавок оснащается занавесками безопасности, а Kia pro_cee’d и Volkswagen Scirocco имеют еще и систему стабилизации, хотя за доплату все это можно заказать и для Астры, и для Мегана.

Пятидверные Kia cee’d, Opel Astra и Renault Megane прошли испытания на безопасность по старым правилам EuroNCAP 2003 года и заработали по пять звезд. Лидером стал новый Megane — до максимальных 37 баллов ему не хватило лишь 0,2 балла, снятых из-за слегка повышенных нагрузок на грудь «водителя» во время фронтального удара. Появившиеся раньше Kia cee’d и Opel Astra ожидаемо отстали — немецкий хэтчбек подвели повышенные нагрузки на грудные клетки «седоков» от ремней безопасности (в том числе во время бокового удара), а «корейца» — еще и травмоопасная передняя панель. Малолетних пассажиров все три машины с креслами Britax Roemer Duo и Baby Safe защищают на четыре звезды из пяти, причем разброс по баллам минимальный — от 37 до 39. Безопасность пешеходов у Сида и Мегана проработана на две звезды из четырех возможных, а вот старенькая Astra едва дотянула до одной звезды (три балла из 36) — на капоте есть лишь два «податливых пятна».

Volkswagen Scirocco проходил испытания в 2009 году по новым правилам EuroNCAP и тоже заработал пятизвездочный рейтинг. Но во время фронтального краш-теста «водитель» пробил головой купол подушки безопасности и ударился о руль, хотя на уровень нагрузки это не повлияло. Недостаточной признана защита ног водителя, зато передние сиденья хорошо защищают от хлыстовых травм. За безопасность пассажиров-детей Scirocco заработал 73% — лишь немного меньше, чем более просторный пятидверный Kia cee’d. Пешеходный рейтинг — выше среднего, а оценка за превентивную безопасность — пять баллов из семи (для максимума не хватило ограничителя скорости и сигнализаторов непристегнутых ремней на заднем сиденье).

Контрольное проветривание

Испытания климатических систем автомобиля мы проводили в два этапа. Сначала проверяли, насколько быстро климат-контроль восстановит температуру в хорошо прогретом салоне после двухминутной «разгерметизации» машины. Второе испытание — увеличение установившейся температуры путем переключения климат-контроля с 23 на 26 градусов. Состояние микроклимата измерялось пятью температурными датчиками — в районе головы и ног переднего и задних пассажиров, а также в зоне лобового стекла.

На этот раз перед климатическими системами стояла относительно простая задача — на улице было всего минус 3°С, поэтому после двух минут проветривания в салонах по-прежнему был «плюс». И всего за 1,5 минуты климат-контроль Scirocco вернул температуру в ногах и головах пассажиров к прежнему значению! Pro_cee’d устроил «тепловую атаку» на ноги пассажиров, благодаря которой температура в целом по салону стабилизировалась через пять минут. Климат-контроль Renault справился с той же задачей за шесть минут, но еще долго пытался то нагреть, то снова охладить лобовое стекло... А климатическая система Астры отреагировала на проветривание и вовсе странно — не меняя температуры подаваемого в салон воздуха, перекрыла нижние воздуховоды. В итоге температура в верхней части салона восстановилась за шесть-семь минут, а в ногах она даже снизилась!

Неисправность? Но на втором испытании Opel сделал все наоборот — внизу поднял температуру на пять-шесть градусов, а в верхней части салона — только на 1,5°С. На столько же нагрелся весь салон Kia, а Renault и Volkswagen отработали с «перевыполнением плана» — прибавка составила четыре-пять градусов.

Модные штучки

Обзорность Посредственная обзорность — плата за купейный образ с высокой поясной линией, покатой крышей и маленьким задним стеклом. В лучшем положении водитель Kia — сидит высоко, глядит далеко, «слепые» зоны самые маленькие. Зеркала, наоборот, — большие и удобные, а подголовники задних сидений почти не перекрывают обзор. Чуть хуже зеркала Renault, и проем заднего стекла у французского хэтчбека меньше, а передние стойки наклонены сильнее. У Scirocco они, кроме того, самые массивные, а внутрисалонное зеркало почти бесполезно — обзор через него на две трети перекрыт подголовниками. У Астры самые маленькие зеркала, при взгляде вперед натыкаешься на низко подвешенное внутрисалонное зеркало, через которое из-за подголовников тоже мало что видно.

Scriptio: Валерий Арутин и Ярослав Цыпленков.

Автомобильные новости