Москву вновь хотят "окольцевать"

Спасет ли новая кольцевая автодорога Москву? Эксперты обсуждают меры по борьбе со столичными пробками.

Проект строительства новой платной Центральной кольцевой автодороги вызвал противоречивые оценки специалистов.
Трасса протяженностью около 500 километров должна обогнуть мегаполис и стать альтернативой МКАД. Одни называют ее последней надеждой Москвы, другие считают бесполезной тратой денег.

К спору подключились экологи, которые опасаются, что трасса навредит подмосковным лесам и фактически удвоит площадь столичной застройки.
Корреспондент "Вести ФМ" Николай Осипов изучал перспективы масштабного строительства.

8 полос, 520 километров длины и стоимость по проекту почти полтриллиона рублей. Это без учета отвода земель под строительство дороги. Масштабный проект новой кольцевой автодороги, которая, опоясав Москву на почтительном отдалении, станет альтернативой МКАД.
На 2012 год запланировано введение первого участка дороги, но чем ближе к делу, тем больше споров по поводу того, нужно ли вообще строить это кольцо.

Заведующий кафедрой управления логистической инфраструктурой Высшей школы экономики Анатолий Федоренко для начала рассказывает об очевидных выгодах.
"Дело в том, что Московский регион является транзитным регионом для пропуска грузов во все регионы России, поэтому те потоки импортных грузов, которые шли через МКАД, они частично уйдут на ЦКАД", - считает Федоренко.

У кольца есть несколько плюсов - дорога даст работу сотням тысяч людей, приблизит область к столице, изменит экономическое положение Подмосковья, особенно тех районов, которые пропустят через себя дорогу. Это развитие торговли, сферы услуг. Но эксперты сомневаются, что за всем этим не потеряется главная цель - избавиться от пробок. Так ли она близка, если ЦКАД построят?

Анатолий Федоренко приводит и доводы, которые говорят не в пользу проекта.
"Смотрите, если мы условно не пускаем большегрузный автомобиль на МКАД, значит, его где-то надо разгрузить и одну фуру заменят 15-20 "ГАЗелей", которые пойдут потоком по московским улицам. Что, так будет лучше?", - сомневается Федоренко.

Получается, что одно лишь строительство дороги не даст ожидаемого эффекта.
Необходима полная реформа управления транспортными потоками. Все грузы, которые можно пустить в обход столицы, надо пускать в обход. А здесь обнаруживается еще один минус, на который указывают экологи: под строительство дороги вырубят сотни гектаров леса, трасса еще дальше отодвинет москвичей от природы по меньшей мере на 50 километров - это расстояние до нового кольца.

И самое неприятное, что фактически границы мегаполиса будут раздвинуты. Ведь между МКАД и ЦКАД начнется еще более активное строительство жилья, перегрузочных терминалов, обслуживающих компаний, будет уничтожена окружная полоса шириной в несколько десятков километров, комментирует член-корреспондент Российской академии наук, руководитель фракции "Зеленая Россия" Алексей Яблоков.

"ЦКАД на 40% длины проходит по нетронутым лесам. Они специально проложили маршрут по лесам, поскольку, вроде как, некому платить. Так же, как и с Химкинским лесом: минимальная плата за землю ЦКАД - фактически превращение в зону промышленного развития. Будет все вырублено для строительства логистических центров, заводов и так далее", - отмечает Яблоков.

При строительстве областного кольца понадобится возвести 56 мостов, почти 100 путепроводов, поясняют специалисты. Все это займет годы труда, но какой будет отдача? Экологи обратились в Главгосэкспертизу России с просьбой пересмотреть проект, найти наиболее комфортные варианты.
И здесь ЦКАД сталкивается с вопросами экономики. Через лес дорогу вести дешевле, поскольку трасса в населенных пунктах требует отселения людей, замены коммуникаций, выкупа земель. Полтриллиона бюджета проекта может вырасти в разы.
Здесь же появляются коррупционные риски. По разным данным, ущерб от коррупции при строительстве и ремонте МКАД достигал 350 миллиардов рублей. Новое кольцо, в силу масштабности проекта, защищено от хищений гораздо меньше.
При этом ранее уже появлялась информация о скупке областных территорий различными бизнес-структурами с целью оказаться поближе к проекту и нажить на нем сверхприбыли.

Scriptio: Николай Осипов.