quto.ru
Опубликовано 13 августа 2023, 09:09
5 мин.

Не такие как все: выдающиеся автомобили с двигателями V10

Американская «гадюка», европейские супергерои и японское чудо конструкторской мысли
Машины с шильдиками «V10» — редкий и исчезающий вид. Капля в океане «четвёрок», «шестёрок» и «восьмёрок». Впрочем, они внесли весомый вклад в разнообразие серийной продукции, увековечены в соревнованиях «Формула-1» и гонках спортпрототипов. Мы же вспоминаем быстроходную дорожную технику. В нашем обзоре вы не найдёте внедорожник Volkswagen Touareg первого поколения с уникальным десятицилиндровым ДВС объемом 4,9 литра. Мы про него не забыли, а вынесли за скобки – в клубе спорткаров ему не место.
Dodge Viper
Dodge

Porsche Carrera GT

Ультимативный среднемоторный суперкар увидел свет в 2000 году в статусе концепт-кара и стал своего рода реинкарнацией несостоявшегося проекта ле-мановского прототипа LMP2000 (9R3). Позади кабины в пределах колёсной базы установлен V10 объёмом 5,5 литров, который уходит корнями в формульное «сердце» девяностых годов для болидов команды Footwork. Серийный экземпляр дебютировал на Женевском автосалоне 2003 года.

Экстерьер почти не изменился, в основу также легло углепластиковое шасси, но высокооборотный двигатель усовершенствован: объём вырос на 0,2 литра. Отдача — 612 л.с. при 8000 об/мин и 590 Нм при 5750 об/мин. Коробка передач шестиступенчатая механическая. О «роботах» и «автоматах» пилоту оставалось забыть и полагаться лишь на собственное мастерство. Сноровка требовалась задолго до того, как восхищённый обладатель «Карреры» запустит яростный агрегат: компания выпустила всего 1270 штук, запросив за каждую 452 690 евро.

Lexus LFA

В нулевые годы серийные Toyota едва ли ассоциировались со спортом и скоростью. Отдуваться пришлось премиальной марке Lexus: на Токийской выставке 2005 года она показала концептуального предвестника суперкупе LFA — одного из самых невероятных автомобилей за всю её историю. Товарный образец презентовали в октябре 2010-го. Специфичная, хотя и очень запоминающаяся внешность находится в тени бескомпромиссного инжиниринга. Только представьте себе шасси из углеволокна с вживленным в него 4,8-литровым 1LR-GUE! «Голос» этой «десятки» фантастический, поистине формульный. Если закрыть глаза, то может почудиться, будто мимо пролетел настоящий гоночный болид.

Агрегат развивает 560 л.с. и 480 Нм, при этом способен раскручиваться до 9000 об/мин. Интересная особенность — 72-градусный развал блока цилиндров. В Lexus отмечают, что данный параметр позволил добиться сбалансированности и плавности работы. Кроме того, японский V10 получился лёгкий — весит он примерно как V-образная «шестёрка». И вдобавок компактный – по размерам примерно как V8. Коробка передач шестиступенчатая роботизированная с одним сцеплением. Привод, естественно, задний. Тираж LFA всего полтысячи экземпляров, поэтому не надейтесь приобрести этот шедевр дешево.

Lamborghini Gallardo

Десятицилиндровые «Ламбо», как правило, ассоциируются с популярным Huracan. Его предшественник Gallardo обычно на вторых ролях, что не вполне справедливо хотя бы с точки зрения важности для бренда. После того, как в 1998 году Audi выкупила итальянскую жемчужину, было принято решение о запуске более доступной массовой модели. К слову, Lamborghini сама размышляла о нечто подобном и даже воплотила свои мысли в шоу-каре Cala 1995 года с «десятицикотловым» ДВС.

На серийном суперкаре титульный атмосферный V12 также отмели в пользу V10. Правда, концепт довольствовался четырьмя литрами, а у Gallardo объём довели до отметки в 5,0 литров (первоначально — 500 л.с. при 7800 об/мин и 510 Нм при 4500 об/мин). Тяга эффективно реализуется посредством системы полного привода – разгон до 100 км/ч у ранней версии занимает 4,2 секунды. В 2006 году из V10 выжали дополнительные 20 лошадиных сил и пополнили линейку открытым Spyder. У появившейся несколько лет спустя второй итерации 5,2-литровый мотор выдает 560 л.с. в сочетании с полным приводом и 550 л.с. с задними ведущими колесами.

Audi RS6

В нулевых немецкие производители снарядов «бизнес-класса» (размерный класс E) развязали настоящую гонку вооружений. В один прекрасный момент восьми цилиндров оказалось недостаточно. Audi вслед за BMW (о ней чуть позже) повысила ставки в этой битве и на Франкфуртской выставке 2007 года потрясла публику новым экстремальным седаном и универсалом RS6 (внутризаводское обозначение C6). Главная изюминка сравнительно неприметных «волков в овечьих шкурах» скрывалась под капотом.

Если на предшественниках устанавливался 4,2-литровый V8 с двумя турбокомпрессорами, то теперь — десятицилиндровый монстр объёмом 5,0 литров, вдобавок раздутый парой турбонагнетателей. На пиковые 580 л.с. он выходит при 6250–6700 и имеет широченную полку крутящего момента — 650 Нм при 1500–6250 об/мин. Не двигатель, а песня! Привод по традиции полный. Ускорение до сотни занимает менее пяти секунд. Максимальная скорость ограничена на 250 км/ч, но за доплату предлагался чуть более быстроходный вариант (274 км/ч). Стоящая строчкой ниже спортивная модификация S6 оснащалась атмосферным 5,2-литровым V10 (435 л.с.). Напомним, что в следующем поколении «горячих» RS6 вернулись V-образные восьмицилиндровые моторы.

BMW M5

Компания BMW, в отличие от заклятого соперника, сделала ставку на атмосферную философию и в 2004 году создала едва ли не самую легендарную и эмоциональную «эм-пятую» в истории. Снаружи зверюга во многом повторяет стандартный седан или универсал 5 серии и потому мастерски «смешивается с толпой». Но стоит ей сорваться с места, как сомнений не остается — перед вами M5: выпускная система извергает яростный гоночный вопль.

Под капотом безнаддувный пятилитровый S85B50 — алюминиевый с 90-градусным развалом блока цилиндров. Характеристики недвусмысленно намекают, что этот генератор адреналина и кайфа любит высокие и очень высокие обороты: 507 л.с. достигаются при 7750 об/мин, а 520 Нм при 6100 об/мин. Впоследствии BMW отказалась от экзотичного решения и по сей день ставит на «эмки» наддувные V8. С ними машины явно быстрее, но вряд ли дают подобную остроту ощущений, как старый M5 со свирепым V10.

Dodge Viper

«На сладкое» у нас легенда, без которой не обходится ни одна «десятицилиндровая» подборка. В конце восьмидесятых годов президент концерна Chrysler Боб Лутц подговорил главного художника Тома Гейла состряпать современную интерпретацию прославленной Shelby Cobra. Так родился Dodge Viper — спартанский родстер, олицетворение брутального суперавтомобиля с суровыми манерами и мощнейшей харизмой.

«Гадюка» (так переводится с английского название) сражала петролхедов в самое сердце самобытным дизайном и алюминиевым 8,0-литровым V10 (406 л.с. и 630 Нм), очень близким по анатомии к незамысловатому чугунному двигателю пикапа Dodge Ram. У него два клапана на цилиндр и один нижний распредвал со штанговыми толкателями. «Сухая» масса — около 290 кг. Для сравнения, мотор Lexus, по данным интернет-сайта Goodwood, с техническими жидкостями весит менее 166 кг. Несмотря на свою простоту агрегат отлично делал свою работу, разгоняя суперкар до 100 км/ч в пределах пяти секунд. Из поколения в поколение он становился сильнее и злее. Сошедшая со сцены в 2017 году последняя разновидность «Вайпера» комплектовалась 8,4-литровым V10 мощностью 654 л.с.

Автомобильные новости