quto.ru
Опубликовано 10 августа 2023, 20:46
2 мин.

Почему россияне массово не переходят на метан вместо бензина

Редакция Quto изучила вопрос, как природному газу стать альтернативой «традиционным» видам топлива.
Почему метан не стал «народным» топливом для российских автомобилистов. Пока правительства разных стран вводят новые ограничения для автомобилей, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, делая ставку на электрическое будущее, в России приняли решение идти своим путем – и власти, и автопроизводители, и перевозчики всерьез рассматривают природный газ как основную альтернативу традиционным бензину и дизелю.
«АТС-Авто»

Природный газ – это огромное конкурентное преимущество России. В нашей стране находится примерно 24% от всех мировых запасов метана! Кроме того, в недрах угольных бассейнов также сосредоточены весьма серьёзные запасы CH₄, притом масштабы ресурсов соизмеримы… с ресурсами газа из традиционных месторождений. Проще говоря, в ближайшие столетия без «голубого топлива» мы не останемся точно.

Для автомобилистов куда важнее, что газовое оборудование легко устанавливается на любую машину, радикально повышая ее экологичность. Так, в отработавших газах метанового двигателя содержание угарного газа (СО) и несгоревших углеводородов (CHx) меньше на 25-30% процентов, а углекислого газа (СO₂) — на 20-25%.

Однако, чтобы именно метан стал «народным топливом», необходимо выполнить всего два, но чрезвычайно важных условия – нарастить критическую массу газомоторных автомобилей и заправочных станций. Поэтому российские власти запустили программу субсидирования закупок газовой техники.

Так, в 2012 году появилась компания «Газпром газомоторное топливо», задача которой – ускорить перевод российского автопарка на природный газ. После этого большинство представителей российского автопрома начали разработку метановых моделей, а регионы стали активно закупать работающие на «голубом топливе» автобусы и грузовики.

В переломном 2015 году из бюджета на всеобщую газификацию выделили около трех миллиардов бюджетных рублей, а Газпром взялся за массовое строительство АГНКС. Именно второй факт стал основополагающим: к настоящему времени по всей стране насчитывается уже 561 станция – против 250 заправочных комплексов 6 лет назад.

Однако, в 2020-м Минпромторг внезапно сократил субсидии вдвое. То есть поступил по принципу «шаг вперёд – шаг назад» вместо последовательности и настойчивости, которые нужны стране. Да, это было кризисное время. Но, как известно, в кризис важно снижать издержки, причём на транспорт, наиболее востребованный перевозчиками.

И здесь самое время озвучить генеральную мысль: снижать издержки наиболее реально как раз при помощи CNG! Потому что более дешёвого вида топлива, чем сжатый природный газ, в России просто не существует. Для справки, за кубометр метана сегодня просят 21-22 рубля, а за литр «девяносто второго» бензина – уже 49-50 рублей.

Правда, переход на газовое топливо окупается только при интенсивной эксплуатации автомобиля, так как основной вопрос при отказе от бензина или солярки — это высокая стоимость переоборудования машин. В итоге, метан особенно выгоден для таксопарков, грузовых перевозок и коммунальной техники.

По подсчётам экспертов, в реальной эксплуатации мало- и среднетоннажные грузовики на сжатом природном газе оказываются на 40-60% выгоднее своего дизельного собрата. Притом моторы таких машин служат примерно вдвое дольше – этому способствует чистый состав топлива, а также отсутствие отложений и детонации.

Автомобильные новости