Покупать ли гибридный автомобиль
Уже не ДВС, ещё не электромобильТипы гибридов
Мягкий гибрид MHEV
Существует несколько типов гибридных автомобилей. Мягкий MHEV использует электромотор вместо привычных стартеров для запуска ДВС и генератора для зарядки аккумуляторов. При разгоне электромотор помогает ДВС, а при торможении заряжает аккумулятор, преобразуя кинетическую энергию. Электромотор в системе с мягким гибридом не получает прямой связи с колёсами, поэтому не может тянуть автомобиль только на электротяге. Зато это позволяет использовать ДВС меньшего объёма, но сохранить при этом динамику.
Например, BMW M340i оснащён рядным шестицилиндровым двигателем с мягкой гибридной силовой установкой. Электромотор служит исключительно для повышения топливной экономичности, помогая автомобилю трогаться с места, разгоняться и использовать гибридную систему для питания вспомогательных устройств (кондиционер, информационно-развлекательная система и т.д.) и снятия этой нагрузки с двигателя внутреннего сгорания.
Этот тип обладает улучшенной топливной экономичностью гибрида, но максимально приближен к установкам ДВС, поэтому это лучшее из двух миров.
Полный гибрид FHEV
Самозаряжающиеся гибриды используют рекуперативное торможение для зарядки электродвигателя, но в отличие от мягких гибридов они могут проехать небольшое расстояние только на электрической энергии. Такой вариант подходит тем, кто планирует ездить на короткие расстояния по городу. Самый яркий пример такого типа гибридов — Toyota Prius.
Существуют три вида полных гибридов: параллельные, последовательные и параллельно-последовательные.
В машинах с параллельным гибридом оба силовых агрегата могут работать независимо друг от друга. Схема работы схожа с мягкой гибридной установкой, но за счёт электромотора большей мощности автомобиль хоть и недолго, но может ехать на электротяге без подключения ДВС.
Последовательный вид полного гибрида больше похож на электромобиль. Электромоторы вращают колёса, а ДВС — генератор, который заряжает аккумуляторы. То есть у бензинового двигателя нет связи с колёсами, потом у и привод — только электрический.
В параллельно-последовательном гибриде ДВС и электромотор могут работать одновременно. Электрический двигатель разгоняет автомобиль, а ДВС поддерживает скорость.
Подзаряжаемый гибрид PHEV
Третий тип — подзаряжаемый гибрид PHEV, он считается самым современным и инновационным вариантом. Он может быть любым видом полного гибрида, но дополнительно заряжается от сети. Автомобили с PHEV могут проезжать только на электротяге до 100 км. И если ездить только на короткие расстояния и заряжать батарею, то на заправку можно не заезжать месяцами.
Плюсы гибридов
Лучшая топливная экономичность и более низкие эксплуатационные расходы. В условиях роста цен на топливо автомобилисты выбирают максимально экономичные модели. Гибриды особенно эффективны для коротких городских поездок на низких скоростях.
Нет проблем с дальностью хода. В отличие от владельцев электромобилей, водители гибридных машин могут не переживать за то, смогут ли они добраться до конечного пункта, или транспорт разрядится на полпути. Независимо от стиля вождения, дальности поездки, скорости и использования электрических приборов, гибридный автомобиль всегда можно заправить бензином и продолжить путь.
Подходит для езды по городу. Благодаря возможности работы на полностью электрической тяге, низким выбросам и меньшим затратам на обслуживание, гибриды могут стать отличными городскими автомобилями. На низких скоростях и при небольших нагрузках электродвигатели решают большую часть задач. Автомобили с ДВС обычно менее эффективны на холостом ходу и в пробках, и именно в таких условиях гибрид их превосходит.
Производительность. Добавление электрической энергии означает увеличение мощности. Электромотор производит более эффективную мощность и больший крутящий момент, чем ДВС. Кроме того, электромоторы могут использоваться для уменьшения запаздывания турбонаддува и повышения мощности при слабом крутящем моменте ДВС. Например, новая Toyota Prius на прямой так же быстра, как GR86.
Требуется меньше технического обслуживания. За исключением замены аккумуляторов гибридные автомобили могут требовать меньшего ежедневного обслуживания, чем обычные автомобили. Например, благодаря рекуперативной тормозной системе, тормозные колодки изнашиваются с меньшей скоростью. А двигатели работают с меньшей нагрузкой, что тоже снижает износ.
Минусы гибридов
Более дорогие по сравнению с автомобилями на ДВС. Несмотря на то, что расходы на топливо у гибридных машин будут ниже, первоначальная стоимость автомобиля может легко «съесть» разницу в расходах. Гибриды более технологически сложные, поэтому и стоят дороже. Даже подержанный гибридный автомобиль, как правило, стоит дороже аналогов с двигателем внутреннего сгорания.
Требуется как зарядка, так и заправка. Заправка на АЗС поможет добраться из пункта А в пункт Б, но для повседневного использования придётся заряжать автомобиль от сети. Если аккумулятор гибрида остаётся без подзарядки, то преимущества топливной эффективности сводятся на нет. В итоге автомобиль становится более тяжёлым и менее эффективным.
Менее эффективен при поездках на дальние расстояния. Гибриды не всегда нацелены на то, чтобы быть эффективными на высоких скоростях, поэтому их преимущества на скоростных трассах часто полностью сводятся на нет.
Срок службы аккумулятора. Все батареи теряют ёмкость и начинают деградировать при регулярном использовании, и аккумуляторная батарея гибридного автомобиля не исключение. Замена батарей обходится недёшево. Однако гибрид может продолжать работать, даже когда батарея полностью иссякла, этого точно будет достаточно, чтобы добраться до автосервиса на замену.
Высокие затраты на ремонт. Обслуживание гибридного автомобиля несколько отличается от обычного автомобиля с ДВС, и не все механики могут в них разобраться. Типичное обслуживание двигателя остаётся неизменным, аккумулятор и электромоторы не требуют особого ухода. Но если ломается что-то в гибридной системе, то цены на ремонт в специализированных мастерских резко возрастают.