14 мая, 08:00
3 мин.

Такого вы еще не видели: 5 фактов про советский супервездеход «Ямал»

Мощность суперкара, длина четырех полноразмерных внедорожников и экстремальная проходимость
В период СССР было разработано немалое количество удивительных оффроудных машин для эксплуатации в самых сложных нечеловеческих условиях. К сожалению, не все проекты стали серийными. Из их числа уникальный многоцелевой сочлененный болотоход СВГ-701 «Ямал» восьмидесятых годов, к созданию которого приложили руку канадские специалисты. Сегодня мы познакомимся с наиболее интересными страницами его истории и подивимся конструктивным решениям.

Титанические размеры

Если вам кажется, что замечательный «Шаман», о котором мы недавно рассказывали, — один из самых больших автомобилей повышенной проходимости на планете, то… это справедливо лишь отчасти.

Длина СВГ-701 «Ямал» достигает 20,56 метров против жалких 6,3 метров у «Шамана». Другие параметры тоже изумляют. Ширина — 4,7 метра, высота — 4,5 метра. Масса под стать габаритам: снаряженная — 27,5 тонн, а полная доходит до невероятных 97,5 тонн!

Машина специального назначения

Один только вид «Ямала» вызывает закономерный вопрос: кому и для чего понадобился монстр грузоподъемностью 70 тонн? Быть может, возить танки и ракеты? Отнюдь, изначально СВГ-701 — мирная техника, хотя, по некоторым данным, служба в армии рассматривалась в качестве одного из вариантов применения.

Такого вы еще не видели: 5 фактов про советский супервездеход «Ямал»

Но прежде всего, она требовалась при освоении нефтяных и газовых месторождений в отдаленных труднодоступных районах Сибири и Заполярья. Для транспортировки буровых установок, разной техники и других тяжелых грузов на платформе длиной 12,5 метров и шириной порядка 4,5 метров. Более того, создатели вынашивали планы построить на базе болотохода экстремальный кран грузоподъемностью 140 тонн.

Такого вы еще не видели: 5 фактов про советский супервездеход «Ямал»

В разработке участвовало не только специальное конструкторское бюро «Газстроймашина» из Тюмени, но и привлеченная к проектированию канадская компания Foremost Industries, которая имела большой опыт в подобной техники.

Тележки и гусеницы

СВГ-701 состоит из двух независимых гусеничных тележек под общей платформой. Они поворачиваются друг относительно друга в противофазе, благодаря чему обеспечивалась неплохая маневренность.

Подвеска отсутствует — неровности рельефа демпфировали резинометаллические гусеницы шириной 1,85 метра и катками с пневматическими покрышками. Громоздкая конструкция создавала малое удельное давление на грунт — 0,22 кг/кв. см для порожнего транспортера и 0,38 кг/кв. см для полностью груженого.

Супердвигатель, супербак и суперобогрев

«Ямал» комплектовался американской V-образной турбодизельной «восьмеркой» Detroit Diesel мощностью 715 л.с. Разумеется, скоростью вездеход по понятным причинам не блистал — развивал максимум 15 км/ч, ибо для его условий эксплуатации больше не надо.

Такого вы еще не видели: 5 фактов про советский супервездеход «Ямал»

Топливный резервуар объемом 2120 литров обеспечивал запас хода в 700 километров. При заглушенном ДВС системы автомобиля питал автономный дизель-генератор.

На СВГ-701 применили три не связанные между собой системы обогрева кабины – тепло подавалось от мотора, упомянутого выше дизель-генератора и жидкостного теплогенератора.

Проходимость за гранью реальности

«Ямал» — из тех машин, про которые говорят «пройдет везде». Дорожный просвет достигает колоссальных 520 мм. Глубина брода — 2,6 метра. На случай непредвиденной ситуации предусматривалась лебедка. Ей можно было воспользоваться не только для погрузки и разгрузки, но и при эвакуации. Правда, не СВГ-701, а застрявшей технике помельче.

По имеющимся данным, было построено два прототипа. Они прошли испытания и продемонстрировали впечатляющий потенциал. К сожалению, производство СВГ-701 «Ямал» не позволили наладить экономические и другие неурядицы конца восьмидесятых — начала девяностых годов.

Материалы по теме

Новости партнеров

Новости партнеров