Греть или не греть мотор перед поездкой? Мы узнали, что на этот счет думает человек, занимающийся созданием и оптимизацией гоночных движков в компании ECR Engines Д-р Энди Рэндольф. Тема необходимости прогрева мотора зимой – вечная. Об этот вопрос сломано немало копий, а мнений на этот счет больше, чем звёзд на небе. Правда, обычно на этот счёт высказываются люди, далёкие от разработки и доводки моторов. Мы узнали, что на этот счет думает человек, занимающийся созданием и оптимизацией гоночных движков в компании ECR Engines, Д-р Энди Рэндольф. Д-р Рэндольф является специалистом с мировым именем и занимается разработкой моторов для автомобилей гоночной серии NASCAR.По мнению инженера, холодный мотор страдает от двух факторов. Первый заключается в холодном масле, которое из-за низкой температуры становится слишком вязким. Производители масел отчасти решают эту проблему, грубо говоря, смешивая компоненты с разными характеристиками вязкости: один – с низким коэффициентом вязкости, а второй – с высоким. Таким образом получается масло, которое не теряет своих свойств ни при низких температурах, ни при высоких. Правда, это совсем не означает, что вязкость масла не растёт с падением температуры.В морозную погоду масло становится таким вязким, что теряет способность проникать в самые узкие масляные каналы двигателя. Особенно, если ваш двигатель с большим пробегом. Это приводит к недостаточной смазке некоторых движущихся элементов до тех пор, пока блок двигателя и само масло не прогреются. Кроме того, масляный насос может даже переходить в режим кавитации, когда начинает засасывать воздух (это происходит, когда скорость выкачивания масла насосом становится больше пропускной способности всасывающего патрубка). 14 признаков скорой смерти мотора Вторая проблема, по мнению д-ра Рэндольфа, заключается в алюминии, из которого сегодня изготавливается большинство моторов. У алюминия коэффициент теплового расширения гораздо выше, нежели у чугуна. Алюминий при нагреве и охлаждении расширяется и сжимается гораздо сильнее чугуна. Из-за этого в сильные морозы зазоры между деталями двигателя уменьшаются ещё больше.Главная проблема заключается в том, что блок двигателя изготовлен из алюминия, а коленвал – из чугуна. Получается, что блок на морозе сжимается гораздо сильнее, чем коленвал, а подшипник вала прилегает плотнее, чем нужно. «Сжатие» всего мотора и сокращение зазоров приводит к усиленному трению подвижных частей двигателя друг о друга. Усугубляет ситуацию вязкое масло, не способное обеспечить хорошую смазку. Д-р Рэндольф советует всегда прогревать мотор в течение пары минут перед началом движения. В теории это правильно. Но насколько сильно износится мотор, если каждый зимний холодный день средний водитель будет отправляться в путь сразу после запуска? И как быть с мнением авторитетных экспертов, которые говорят, что продолжительный прогрев мотора только вредит?Действительно, давать мотору работать на холостых оборотах 10–15 минут не нужно. Маслу обычно не требуется более 3–5 минут, чтобы войти в диапазон рабочей температуры (в зависимости от марки самого масла и температуры окружающей среды). Если на улице минус 20 или около того, нужно подождать около 5 минут – этого будет достаточно для прогрева масла примерно до плюс 20 градусов. Дальше можно смело ехать.