"Бонус" превращается в "малус". Как не переплачивать за ОСАГО
Больше миллиона автовладельцев переплатили за ОСАГО из-за неправильно рассчитанной скидки. Из-за чего это бывает и как исправить?
Страховщики признали, что при оформлении полисов ОСАГО часто возникают проблемы с расчетом так называемого коэффициента "бонус-малус". Ошибки, разумеется, не в сторону автовладельцев. Больше миллиона человек пострадали из-за недополученной скидки за безаварийную езду. А ведь речь идет иногда о половине стоимости страховки. Как не заплатить больше положенного?
Каждый, кто делал страховку на автомобиль, хотя бы раз слышал от страховщика эти слова – коэффициент "бонус-малус" (КБМ). Дело в том, что за безаварийную езду у автовладельцев повышается скидка на ОСАГО. Чем больше прошло лет без ДТП, тем лучше. По какому принципу начисляется бонус и распределяются классы водителей в зависимости от страховых случаев, показано в таблице РСА ниже.
ТАБЛИЦА
Как видно, первые три года действует, наоборот, повышающий коэффициент для водителей-новичков. Затем им присваивается третий класс по системе КБМ с коэффициентом "единица". С этого времени начинается точка "бонусного" отсчета. За десять лет без аварий можно достичь максимально 13-го уровня, что означает удешевление полиса автогражданки ровно в два раза. То есть речь идет о нескольких тысячах рублей.
Но в один прекрасный момент автовладелец, как обычно, обращается к страховщику, а тот предлагает полис с совсем другой скидкой или вовсе без нее. И не может это исправить, ссылаясь на отсутствие информации в базе РСА. Чтобы неприятная ситуация не стала сюрпризом, лучше перед оформлением автогражданки на том же сайте союза автостраховщиков проверить свой коэффициент "бонус-малус".
Часть водителей готова смириться с потерей данных, а потому покорно переплачивает. И таких, как оказалось, миллионы даже по официальной статистике.
Почему так происходит? Я обратился к двум страховым агентам в роли недовольного клиента из-за потери скидки. Выяснилось, что основных причин две. Да, страхователь обязан в течение одного дня внести данные о новом полисе ОСАГО в базу АИС РСА. Но иногда играет роль пресловутый человеческий фактор. И информация поступает с ошибками.
Не менее популярен второй случай. Человек меняет документы, которые были указаны при оформлении нынешнего полиса, но при этом не сообщает новые сведения в свою страховую компанию. Скажем, поменялся паспорт или водительское удостоверение. При следующем оформлении автогражданки для базы РСА это будет совершенно новый водитель с базовым коэффициентом "бонус-малус".
Но какая бы ни была причина неправильно рассчитанного КБМ, его легко можно восстановить. Тем более с 1 декабря 2015 года действует упрощенная процедура разрешения вопросов по системе "бонус-малус". Автовладелец вправе обратиться в свою страховую компанию с заявлением в любом виде, если КБМ определен неверно, а та обязана информацию проверить. Чтобы гарантированно избежать финансовых потерь, сами агенты рекомендуют сохранять старые полисы ОСАГО за последние годы.
Но если "архив" не сохранился, тоже не страшно – в случае чего информацию по запросу предоставят ваши предыдущие страховщики. И восстановление справедливости пройдет безболезненно.