Когда нагнут топливные акцизы
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рассматривает возможность введения гибкой системы акцизов на автомобильное топливо. Такая мера позволит избежать резких скачков цен на бензин и солярку.
Изменения могут вступить в силу либо в конце этого года, либо в начале будущего. Как известно, в последнее время топливные акцизы только повышают. Примерно раз в год. Такой тренд совпал с серьезным падением цен на «черное золото». И если бы не последний отскок на нефтяном рынке, крупнейшие производители топлива наверняка попытались бы резко взвинтить цены на него в России. Таким образом, компенсируя потери от экспортных операций.
По оценкам экспертов, при долговременном падении барреля марки Brent ниже 35 долларов, стоимость 95-го бензина в нашей стране вполне могла подняться до 45 рублей. И даже выше. Нефтяники нашли бы лоббистские возможности объяснить на самом верхнем уровне справедливый характер этой цены. Если же акциз станет гибким, то есть будет меняться хотя бы раз в месяц, то это нивелирует их потери. Поэтому необходимости компенсировать убытки за счет собственных граждан у нефтяных королей уже не возникнет.
Вопрос в другом: реально гибким будет акциз или все-таки формально? И насколько эффективной окажется новая система? Ведь у власти часто появляется соблазн использовать систему акцизов для латания многочисленных дыр в бюджете. А что думают по этому поводу сами торговцы топливом?
- Давно пора вводить систему гибких акцизов, - полагает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. – Почему налог на добычу полезных ископаемых меняют в зависимости от нефтяной конъюнктуры, а акцизы вообще практически не корректируют? Разумеется, новая система, если Минфин не заблокирует подобное решение, защитит топливный рынок от возможного рода потрясений. Поэтому я только «за».
Между тем некоторые опрошенные «Авторамблером» эксперты полагают, что предложения ФАС могут быть заблокированы рядом высших чиновников, заинтересованных в максимальных сборах от акцизов.
Дмитрий Баринов