Почему мотоциклисты ненавидят автомобилистов?
У автора этих строк есть друзья в "двухколесной" среде, и всякий раз он провожает их как механик Макарыч пилота Маэстро из "В бой идут одни старики", тихо и незаметно крестя на дорожку… Водители, строя из себя белых и пушистых, часто обвиняют мотоциклистов во всех смертных грехах: они и "летают", и "нарушают". Но у парней и девушек, выбравших два колеса, ничуть не меньше претензий к оппонентам. Мы говорим не о "ракетчиках" (чрезвычайно и самоубийственно быстрых), которые считают, что им, несущимся на 300 км/ч, все вокруг должны, а об адекватных и ответственных. Очень им, знаете ли, не нравятся попытки невнимательных водителей сделать их инвалидами и трупами.
Воображение среднестатистического автовладельца рисует райдеров бесстрашными и отчаянными, этакими маньяками с суицидальными наклонностями, для которых каждый день как последний. Это не так. Байкеры не хотят на тот свет – они жаждут сегодня вернуться домой живыми и здоровыми. Хотя вернуться завтра и послезавтра, а по окончании сезона поставить любимый мотоцикл в гараж и ждать следующей весны. И не надо рассказывать, что "их не видно" и "все они поголовно хулиганы": автомобилисты творят ничуть не меньший беспредел, совершая необдуманные маневры без поворотников, часто не способны предугадать последствия своих "отважных" действий и порой обожают совершать развороты в абсолютно неположенных местах, становящиеся фатальными для райдеров. Имеете ли вы, уважаемые водители, представление о том, скольким мотоциклистам стоил жизни и здоровья ваш нырок через двойную сплошную линию? Имеет ли вы представление, когда вашего близкого друга "убирает" существо за рулем, плюнувшее на правила и здравый смысл?
Еще одна классическая ситуация, приводящая к трагическим последствиям – это автомобиль, поворачивающий на перекрестке налево и не уступающий дорогу мотоциклу. Многие подобные аварии попадают на камеры видеонаблюдения и регистраторы. Интересно, что часто сидящий за рулем видит байк или скутер, но все равно с упорством терминатора завершает опасный маневр. Эффект избирательности обработки зрительной информации в действии.
Господа автомобилисты, едущие позади вас мотоциклисты испытывают к вам как минимум неприязнь, когда вы вдруг вспоминаете о том, что вам надо перестроиться или повернуть, но при этом забываете обозначить свои перестроения указателем поворота. Щелкнуть подрулевым рычажком – это же так сложно! И не надо потом удивляться оторванному зеркалу, хотя подобные действия мы не одобряем. Вы только что чуть не покалечили человека. Про "милые и безобидные шалости" вроде открытия в пробке двери, чтобы плюнуть на асфальт, или выброшенного в окно окурка или всего содержимого пепельницы, даже не станем говорить.
В городе байки обычно быстрее автомобилей. Не завидуйте и примите это как данность – мотоцикл покупают не для того, чтобы передвигаться со скоростью потока. Темп движения двухколесного транспорта будет нет-нет, да чуть выше. Повторимся – речь не о "ракетчиках", а об адекватных райдерах, которые планируют закончить сезон на земле, а не под ней. Автомобилисты в свое оправдание иногда гордо и бездумно заявляют на эмоциях: "Таких надо сносить, и мы им ничего не должны!". Окей, давайте себе представим ситуацию. Вы перестраиваетесь, забыв включить поворотник, поскольку вокруг мало машин и не посмотрев в зеркало заднего вида, ибо вы созерцали его секунд пятнадцать назад. Итогом маневра станет погибший или сильно травмированный мотоциклист. Существует очень высокая вероятность, что он будет прав, но мертв, а вам придется отвечать, нести судебные и финансовые издержки. Что скажете потом?
Искренне удивляет, почему большинство автомобилистов упорно молчат и предпочитают не видеть охамевших личностей на дорогих иномарках, которые исполняют на дорогах все, что угодно? Они же, стоящие третий час в пробке, специально блокируют дорогу едущим байкерам и цедят сквозь зубы: "Разъездились тут". Это зависть, господа. Радеющим за соблюдение ПДД и готовым указать мотоциклистам на любой проступок, советуем вспомнить, как часто вы сами нарушаете – перестраиваетесь без поворотников, "аккуратненько" ныряете через двойную сплошную, поскольку затор впереди многочасовой, а вам страсть как не хочется плестись до ближайшего разворота, и чуток превышаете в пределах 500 рублей?
Водителю машины следует очень хорошо понимать – он находится под защитой электронных ассистентов, железа с запрограммированной деформацией и, наконец, подушек, в то время как мотоциклисту остается уповать на экипировку, навыки и здравый смысл. Антиблокировочная система тормозов и тем более трекшн-контроль есть далеко не у всех байков, колесящих по дорогам России. Райдеры уязвимы и состояние их здоровья очень легко ухудшить. Вас раздражают мотоциклисты? Не сомневайтесь, вы их тоже! Но мы ездим по одной и той же дороге, а абсолютное большинство "двухколесных" владеет также автомобилем. Так или иначе, мы из одного мира и делим одну дорогу. Есть ли ненависть? Мы хотим верить, что ее как поголовного явления нет, однако самые темные чувства легко разбудить даже в добряке, особенно если пытаться его покалечить, пусть и неумышленно.
Давайте держать себя в руках, будем внимательны и уважительны друг к другу вне зависимости от типа транспорта. И, конечно, всегда думайте о последствиях, даже если ваш оппонент неправ.
Сергей Бибиков