quto.ru
Опубликовано 01 июня 2016, 14:15

Советский автопром из-под копирки

В СССР не оказалось практически ни одного автомобиля собственной разработки

История советской автомобильной промышленности началась с копирования. И, хотя этот шаг был задуман исключительно для быстрого старта производства, отказаться от «передирания» в той или иной мере как дизайнерских, так и технических решений в Союзе так и не сумели. Причем лицензий, конечно, больше никто не покупал, исключением стал запуск АвтоВАЗа, для которого были выкуплены права на Fiat 124. При разработке остальных машин чаще всего закупались иностранные образцы «для изучения зарубежного опыта», и, после «изучения опыта», с завода выезжал как две капли воды похожий отечественный автомобиль.

Какими могли стать российские автомобили

ГАЗ-А = Ford Model A

Советский автопром из-под копирки

Уже самый первый автомобиль советского производства был копией. Правда, лицензионной. С целью развивать автомобильную промышленность, у Ford Motor Company выкупили права на Ford A Standart Phaeton 35B и за 15 месяцев при помощи американцев построили завод в Нижнем Новгороде (который вскоре переименуют в Горький). Помощь американцев со стартом советского автопрома обошлась Союзу в немыслимые по тем временам 30 миллионов долларов. Зато, уже 29 января 1932 года с конвейера нового завода сошел первый Советский автомобиль – НАЗ-АА. Да, первые несколько месяцев, до переименования города в Горький и автозавода – в «Горьковский» автомобили назывались «НАЗ», а АА – это грузовая версия, легковушки начали производить немного позже.

Россиянам придется сменить автомобильные предпочтения

ЗИС-110 = Packard 180

Советский автопром из-под копирки

ЗИС-110 стал первым послевоенным автомобилем представительского класса. С виду – это точная копия Packard 180 Touring Sedan. Такую внешность и конструкцию автомобиль получил согласно госзаказу. Но на самом деле, точной копией Packard, несмотря на внешнее сходство, ЗИС-110 не является. К моменту выпуска ЗИС, американский предмет для подражания довоенных годов уже безнадежно устарел, и инженерам пришлось немало потрудиться, чтобы при сохранении внешнего вида и основной конструкции «донора» сделать современный автомобиль. Кузов пришлось сделать длиннее и шире, дабы вместить всю начинку вроде бронированных панелей и механизмов стеклоподъемников. Кстати, именно на базе ЗИС-110 был сделан первый серийный бронированный отечественный автомобиль, получивший название «Изделие-100». Всего было выпущено 32 таких машины.

Кнопки в автомобиле, о которых не знают многие

ГАЗ-21 «Волга» = Ford Mainline

Советский автопром из-под копирки

Официально автомобиль не является копией Ford. Но, для его создания было привлечено несколько «натурных образцов» Ford Mainline. «Для изучения опыта иностранных производителей», как сообщается по официальной версии. Судя по явному сходству машин, у которых с трудом можно найти 10 отличий, иностранный опыт инженеры советского автозавода «изучили» тщательно. Тем не менее, сама основа кузова технически ближе к предыдущим выпущенным на ГАЗе моделям. Автомобили ГАЗ-21 получили очень широкое распространение в Союзе, они закупались для аппарата правительства, работали в такси, находились на службе в виде карет скорой помощи и автомобилей спецслужб.

Как заправочный пистолет понимает, что бак полон

ЗАЗ 966 = NSU Prinz 4

Советский автопром из-под копирки

Доступные автомобили Запорожского автозавода, стоящие в каждом советском дворе, породили немало шуток. И если первая модель, 965, прозванная в народе «горбатым», была копией Fiat 600, то более новый автомобиль, ЗАЗ 965 (его тоже не обошел юмор, в народе его звали не иначе, как «ушастым»), стала практически полной копией машины из западной Германии, NSU Prinz 4. Кстати, «ушастый» мог бы быть совсем другим, как «донор» рассматривался еще один автомобиль – популярный в то время Chevrolet Corvair. На его основе даже собрали один опытный образец, но остановились, в результате, на «доноре» из Германии – там требовалось гораздо меньше переделок.

Как должен был выглядеть «Запорожец»

ВАЗ 2101 = Fiat 124

Советский автопром из-под копирки

История современного российского автогиганта – АвтоВАЗа, также началась с копирования. Когда было запущено строительство крупнейшего в СССР автозавода, встал вопрос, что же на нем будет производиться. В связи со сговорчивостью итальянцев и наличием у них подходящей, недорогой и утилитарной семейной модели, в 1967 году даже завоевавшей титул «Европейский автомобиль года», между Fiat и Внешторгом было заключено соглашение. Fiat 124 был доработан для российских условий, увеличен дорожный просвет, усилен кузов и несколько агрегатов, нижнеклапанный двигатель заменен на верхнеклапанный. В результате, 19 апреля 1970 года с автозавода выехали первые 6 машин, а уже 16 июля 1971 года с конвейра сошел 100-тысячный автомобиль.

Автомобильные новости