quto.ru
Опубликовано 08 августа 2023, 22:35
2 мин.

Как АвтоВАЗ разработал свой первый турбомотор

Вспоминаем историю 1,4-литрового 163-сильного двигателя собственной конструкции.
История разработки первого турбомотора для автомобилей Lada. Источники утверждают: АвтоВАЗ задействует площадку, которая ранее использовалась для производства 1,6-литровых атмосферников альянса Renault-Nissan. Происхождение нового турбомотора источники не раскрывают, но можно предположить: в Тольятти локализуют популярный силовой агрегат «восточного партнёра» — китайской фирмы FAW. А, между тем, у вазовцев есть готовый наддувный двигатель собственной разработки!
АвтоВАЗ

Весной 2012 году российский Минпромторг объявил тендер на разработку нескольких гибридных автомобилей. Право получить полмиллиарда рублей на создание компактного бензоэлектрического автомобиля выиграл АвтоВАЗ, а ещё 500 миллионов рублей компания пообещала вложить из собственных средств.

По чисто случайному совпадению обязательным требованием госкнтракта было наличие наддувного двигателя. А российский автогигант тогда как раз разрабатывал такой мотор! Правда, процесс продвигался откровенно вяло, хотя тольяттинским инженерам помогали специалисты из именитой британской фирмы Ricardo.

Благодаря бюджетным вливаниям дела пошли бодрее. В итоге свет увидела новая «турбочетвёрка» объёмом 1,4 литра. Она выдавала 163 л.с. мощности и 240 Нм момента. Это был 16-клапанный мотор, разработанный на основе атмосферника 11194, известного по семейству Lada Kalina первого поколения.

Для тех, кто подзабыл, напомним, что атмосферному шестнадцатиклапаннику 11194 достались шатунно-поршневая группа Federal Mogul, ременный привод распредвалов Gates и другие прогрессивные решения. Как уверял АвтоВАЗ, новинка вышла экономичной, тихой и надёжной.

Однако «даунсайзинговый» движок, что называется, не пошёл: сказался своеобразный нрав. Из-за высокооборотного характера атмосферник заставлял водителя постоянно держать обороты выше среднего… Что убивало всякую экономию, а, кроме того, принуждало часто орудовать рычагом коробки.

А вот турбированная машина, в основу которой легла Lada Granta, имела роботизированную коробку. Вот только передач было лишь четыре! Представьте: 163 бензиновых силы, которым ассистируют 15 электрических, а в трансмиссии — только четыре ступени... В итоге, «максималка» составила 160 км/ч.

На самом деле, это решение технически было крайне элегантным. Просто вазовцы подобрали настолько компактный электродвигатель, который легко занял место шестерён пятой передачи, вращая первичный вал. Соответственно, нее пришлось разрабатывать другой картер коробки.

История закончилась тривиально: проект закрыли за неимением средств, поскольку тогдашние владельцы Волжского автозавода, группа Renault, посчитали более перспективным внедрение своего двигателя 1.3 TCe. Впрочем, как известно, этот мотор тоже не успел появиться под капотами автомобилей Lada.

По идее, сейчас самое время достать из архива документы по собственному турбомотору. Но, если верить слухам, то АвтоВАЗ выбрал другую стратегию, сделав ставку на готовую разработку китайского происхождения. Это, похоже, «турбочетвёрка» FAW объёмом 1498 кубических сантиметров.

Автомобильные новости