Автошколы пожаловались на отток учеников
Россияне всё чаще отказываются от личных автомобилей и получения правТак, в аналитическом отчёте Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ говорится, что в 2022 году водительские права получили 1,36 млн человек, что на 12,1% меньше, чем в 2021-ом. Заметно упало число желающих сдать экзамен: если в прошлом году в ГИБДД приняли 4,5 млн заявлений, то в 2021-ом их было 6,5 млн, в 2020-ом — 6,8 млн, а в 2019-ом — 9,5 млн.
В ведомстве также отметили, что упало и качество обучения в автошколах. Так, с первой попытки сдать экзамен на получение прав смогли только 18% от всех желающих, то есть 200,6 тысячи человек.
Впрочем, по мнению экспертов, на большую разницу между количеством принятых в ГИБДД заявлений и непосредственно выданных прав влияет сама методика подсчёта: если человек не сдаёт экзамен с первого раза, то каждая новая попытка отражается в системе как новая заявка.
«Доля тех, кто получает водительское удостоверение с первой попытки, крайне мала. На это влияет как достаточно низкий уровень знаний и навыков, которые имеют выпускники автошкол, так по-прежнему субъективные оценки результатов экзаменов», — считает член общественного совета МВД Игорь Моржаретто.
Специалисты в отрасли также отмечают, что на интерес к получению водительских прав сегодня падает во всём мире, особенно среди молодых людей. Им важнее постоянно оставаться в Сети, а не ездить на личном транспорте.
«Целое поколение людей фактически находится в виртуальной реальности. Они понимают, что, находясь за рулем автомобиля, они уже не смогут переписываться в чатах, комментировать посты в соцсетях, работать на ноутбуке. Поэтому они выбирают такси и общественный транспорт, где без ограничений могут быть погружены в гаджеты», — уверен Моржаретто.
В то же время, в перспективе падение интереса к получению водительских прав и владению собственным автомобилем могут негативно сказаться на рынке.
«По самым приблизительным подсчетам снижение на 12% числа выданных прав уменьшило число потенциальных покупателей примерно на 100 тыс. человек. Для российского авторынка это достаточно серьезная цифра», — пояснил независимый консультант по авторынку Сергей Бургазлиев.