Автоутиль выбился из графика
Минпромторг подвел первые итоги программы утилизации старых машин. Акция оказалась такой популярной, что ваучеров на срок ее действия явно не хватит. Это значит, что рассчитанную на восемь месяцев программу, придется либо закрыть досрочно, либо продлевать.
«Продано 15 тысяч 688 машин, — отчитался об исполнении программы по утилизации директор департамента автопрома Минпромторга Алексей Рахманов, — из них 12 тысяч 548 машин пришлось на продукцию «АвтоВАЗа». Продажи по программе составляют около 400–600 машин в день. Ежедневно выдается около 2,5 тысяч свидетельств. По словам Рахманова, за месяц министерством было выдано 54,977 тысячи утилизационных свидетельств из 200 тысяч предусмотренных по программе.
Помимо автовазовских моделей, продано 718 автомобилей марки УАЗ, 588 марки Renault, 479 — Ford, 323 — Chevrolet, 230 — Chevrolet Niva, 198 автомобилей ГАЗ, 195 — Fiat. Кроме того, выдано 12 тысяч 800 льготных автокредитов только на автомобили производства «АвтоВАЗа».
Программа развернулась почти по всей стране. В ней участвуют 136 городов из 70 субъектов РФ, в 55 регионах РФ действует 116 компаний по утилизации автомобилей, фактически в программе участвуют 886 дилеров, отчитывается Алексей Рахманов.
Но программа пока не совершенна и проходит обкатку. Этим объясняются очереди. Официальный представитель «АвтоВАЗа» Игорь Буренков сообщил, что компания получила более 110 тысяч заявок на покупку автомобилей по программе. «Отношение к машинам как к яблокам на рынке — пришел, купил и ушел — не совсем верно. Надо заказывать и ждать от 2 до 4 месяцев», — сказал он. На это Алексей Рахманов заявил, что Минпромторг планирует исключать дилеров из программы утилизации автомобилей при поступлении жалоб от клиентов. Кроме того, Минпромторг готов дисквалифицировать недобросовестных дилеров, торгующих «очередями». «У нас есть установка сделать максимально удобной процедуру оформления по программе утилизации», — заверил чиновник.
С начала эксперимента продажи новых машин действительно выросли в основном в Москве, Подмосковье, Питере и Самарской области, указали эксперты Business FM. «АвтоВАЗ» в итоге пока не справляется с объемами заказов. Ему программа, по подсчетам коммерческого директора группы компаний «Автомир» Андрея Дя, прибавила 50–70% продаж. Kalina и Priora дают приблизительно 30%, продажи заднеприводных автомобилей составляют 5–7%. Самая популярная, по его словам, модель у Renault — Logan. У Ford и Skoda объемы продаж существенно меньше.
Причина популярности тольяттинской «классики» — низкая цена, говорят эксперты. С учетом полученного за утилизацию 10-летней машины ваучера на 50 тысяч и скидки «АвтоВАЗа» новую «классику» можно было в первые недели приобрести всего за 99 тысяч рублей. Это незначительно дороже самого дешевого автомобиля в мире — бюджетной модификации Tata Nano на индийском рынке.
Волжский автозавод за месяц принял более 100 тысяч заявок на классику, но удовлетворить спрос оказался неспособен. Товарные запасы на складах быстро разошлись по дилерам, и «АвтоВАЗу» даже пришлось временно увеличивать производство устаревших моделей.
Но некоторые эксперты полагают, что наращивать выпуск устаревшей «классики» нет смысла. А поскольку программа подстегнула продажи именно этих машин, то развивать ее дальше в таком формате, возможно, тоже бессмысленно. Как заявил Business FM аналитик инвестиционного банка «Открытие» Гельды Союнов, программа рассчитана на низкий ценовой сегмент продукции «АвтоВАЗа», который себя уже морально пережил и по планам завода в ближайшие годы производство данных автомобилей будет прекращено. «Соответственно, развивать дальше программу, рассчитанную на морально устаревшие автомобили, не стоит. — сказал аналитик, — ВАЗу нужно стимулировать производство более современных, экологичных и безопасных моделей».
Пока ясно лишь то, что если спрос сохранится, то приблизительно к июлю ваучеров просто не останется, и программу можно будет закрывать, хотя рассчитана она до 1 ноября. Вероятно, программу продлят, добавив к 11 млрд рублей новое финансирование. Но когда она подойдет к концу, важной задачей станет не допустить резкого падения спроса, как это произошло в других странах, где применялись похожие меры.
Scriptio: Алексей Щеглов.