Бензин и автомобили подорожают со дня на день
С начала года оптовая стоимость бензина АИ-92 выросла в среднем по стране на 5%, до 31,8 тысяч рублей за тонну, АИ-95 — на 3,2%, до 33,9 тысяч рублей. Вслед за этим поползут вверх и ценники на АЗС. Небольшие сети заправок уже сегодня вынуждены продавать топливо по ценам с учетом оптовых надбавок. В сложившейся ситуации повышение цен на крупных сетевых заправках — вопрос даже не недель, а ближайших дней. Вслед за этим вырастут в цене и сами автомобили.
Резкое падение курса рубля по отношению к европейской и американской валютам (за месяц рубль потерял около 6%) привело к значительной переориентации предприятий нефтеперерабатывающего комплекса с внутреннего на внешний рынок, отмечают эксперты, комментируя наметившуюся тенденцию.
«Цена на внутреннем рынке обычно немного превышает ту цену, которую можно получить на экспортном рынке. Но поскольку сейчас курс рубля резко упал, соответственно в пропорции и растут цены на бензин и на дизельное топливо», — прокомментировал корреспонденту Autonews ситуацию, сложившуюся на рынке нефтепродуктов России, ведущий эксперт Союза нефтепромышленников России Рустам Танкаев.
Повышение оптовых цен и увеличение объемов экспорта уже привели к росту спроса на нефтепродукты, который со временем может привести к дефициту бензина и дизельного топлива на внутреннем рынке. Сегодня в России созданы все условия для дальнейшего развития этих процессов, уверяют эксперты.
«Тут есть альтернативы. Либо мы эти цены фиксируем, и все побежит за рубеж, потому что наши нефтепродукты покупают очень хорошо и структура нефтепродуктов меняется в сторону высококачественного бензина и дизельного топлива. Она за последние годы очень сильно изменилась. Конкуренция внешнего рынка достаточно сильна. Если внутренний рынок не будет давать адекватную цену, то у нас просто начнется дефицит бензина и дизельного топлива», — говорит Танкаев.
Содиректор независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг считает, что драматизировать ситуацию не стоит. Эксперт уверен, что правительство не позволит бесконечно задирать цены на топливо, так как это может привести к социальному взрыву. Скорее всего, нефтяников, обяжут поддерживать внутренний рынок нефтепродуктов в приказном порядке.
«За счет ослабления национальной валюты рублевая выручка будет расти, если продавать на экспорт, что, естественно, подтолкнет компании в сторону экспорта. Но на внутреннем рынке цены вряд ли будут расти вслед за изменениями в курсе. Власти будут всячески препятствовать возникновению дефицита. И если необходимо, раньше уже обсуждались какие-то меры для того, чтобы обязать компании поставлять определенные объемы нефтепродуктов на внутренний рынок, в правительстве вернуться к этому обсуждению», — уверен Григорий Бирг.
Цена литра автомобильного топлива уже к началу лета может вырасти минимум на 5%, хотя еще в конце минувшего года, многие эксперты считали, что за весь 2014 год топливо подорожает на 6-10 процентов. «Я думаю можно ожидать дальнейшего роста цен отчасти из-за инфляции, отчасти из-за дальнейшего роста акцизов. Также ожидается закрытие на модернизацию пары крупных нефтеперерабатывающих заводов, которые снабжают центральные регионы. Я думаю, рост процентов на 5 будет, как минимум», — оценил сложившуюся на внутреннем рынке нефтепродуктов ситуацию Григорий Бирг.
Рустам Танкаев более осторожен в прогнозах. Цена на бензин в России больше зависит от приводимых в действие финансовых механизмов, нежели от инфляции и стоимости нефти на мировом рынке, поэтому предсказать, каким будет «курс литра бензина» даже через три месяца в этих условиях невозможно.
Уже начавшие расти цены на топливо в дальнейшем способны спровоцировать подорожание других продуктов и услуг. «Поэтому правительству нужно смириться, что цены на бензин, на хлеб на молоко, на масло, на детские колготки, на квартплату, на все на свете поднимутся из-за того, что у нас отпустили курс доллара и курс евро по отношению к рублю. Тут ничего не сделаешь, потому что они таким образом стимулируют экономику, но с другой стороны они давят население», — заключил Рустам Танкаев.
Ослабление рубля сказалось и на автомобильном рынке страны. Официальные дилеры многих брендов уже объявили о грядущем повышении цен на модели 2014 года выпуска почти на 10%. В ближайшее время новые ценники появятся в автосалонах торгующих моделями Mercedes-Benz, Hyundai, Kia.
То, что многие иномарки сегодня собираются в России, на ситуацию не влияет. Уровень локализации на большинстве иностранных заводов еще не слишком высокий и, как правило, в России выпускаются лишь самые бюджетные комплектующие, а все дорогие узлы и агрегаты по-прежнему привозятся с зарубежных заводов мировых автогигантов
Новый прайс-лист на свои модели подготовил и Opel. Как сообщили корреспонденту Autonews в представительстве компании, с 10 февраля цены на все модели бренда, за исключением Mokka, будут повышены на 5%. Повышение цены на компактный кроссовер составит 2,5 процента. Тем не менее, для покупателей, заключивших договор на покупку нового автомобиля до 9 февраля 2014 года включительно, стоимость останется неизменной.
В пресс-службе Ford Sollers, в свою очередь, сообщили, что с 1 февраля цены на всю линейку легковых автомобилей Ford выросли в пределах 1-2%, но не из-за падения курса рубля, а в результате так называемого технического повышения, обычного при переходе на новый модельный год. Какой ценовой политики компания будет придерживаться далее, зависит от колебаний курса национальной валюты.
Грядущего роста цен на свои автомобили также не исключают и в других компаниях. В российском подразделении General Motors решение пока не приняли, но если рубль и дальше будет падать, без корректировки ценовой политики не обойтись, не сомневаются в представительстве компании.