Журнал
16 сентября в 17:04
2 мин.

Машины останутся не только без магнитол, но и без ESP: вот почему

Стоимость чипов уже выросла в сотни раз, и просвета не предвидится
Дефицит микросхем привёл к тому, что некоторые автопроизводители стали выпускать модели без современных технически продвинутых мультимедийных комплексов. Более того, все крупные автозаводы периодически останавливают конвейеры из-за нехватки электронных компонентов. В число дефицитных попали, в том числе, блоки ESP. Как оказалось, ситуация пока далека от улучшения.
Depositphotos

По данным китайского издания 163, чипами, необходимыми для производства блоков ESP, начали активно торговать на чёрном рынке. По всей видимости, микросхемы попадают в незаконный оборот непосредственно с завода, занимающегося выпуском электронных компонентов. Причина проста: стоимость микросхем, продаваемых из-под полы, превышает отпускные цены предприятия в сотни раз. Если прежде микропроцессор блока системы стабилизации можно было купить за 2 доллара, то сейчас его цена на чёрном рынке – 620 долларов. И она продолжает расти.

По теме

Один из главных мировых поставщиков блоков ESP, Bosch, был вынужден выступить с разъяснениями в связи с продолжающимся кризисом. В компании подчеркнули, что не производят микросхемы сами, а закупают их у сторонних поставщиков, в том числе, с крупного завода STMicroelectronics в Малайзии. Именно с него, по неподтверждённым данным, чипы и попадают на чёрный рынок. На предприятии трудится порядка 4 000 человек. Из-за пандемии большую часть августа этот завод вновь простаивал. По состоянию на конец прошлого месяца предприятие работало лишь на 20–30% своей мощности из-за низкого процента вакцинации персонала.

На чёрный рынок попадают «пустые» чипы. Для их работоспособности требуется залить прошивку непосредственно на заводе Bosch. Торговля чипами идёт хорошо, даже несмотря на космическую цену. Источник утверждает, что микросхемы скупаются в больших количествах за наличный расчёт.

По теме

Китайское подразделение Bosch не раскрывает свою долю на местном рынке систем ESP, однако очевидно, что она велика. По некоторым данным, речь идёт о 70% рынка. Другими крупными игроками являются Continental, Mando и некоторые другие фирмы. Чипы для Mando также поставляет завод STMicroelectronics.

Руководитель одной из автомобильных компаний отметил, что в настоящее время систем ESP физически почти нет на складах, поэтому производителям приходится выбирать между высокой ценой и убытками из-за простоя производства. Восстановления поставок стоит ждать не ранее начала октября. При этом сохраняется высокая неопределённость: никто не в силах предсказать, когда промышленность сможет выйти на нормальную мощность.