Заставят ли автолюбителей платить за неправильные шины

В недрах Госдумы вот-вот вызреет очередной способ сравнительно честного отъема денег у населения — штрафовать за автомобильные покрышки не по сезону.

Вопрос штрафов за летнюю резину зимой давно волнует умы законотворцев и не менее прогрессивной общественности. Причем настолько, что еще в 2007 году куча информационных источников поверила в дезинформацию, которая появилась в известном веселом автомобильном онлайн-сообществе.

Дело было так. Одним пасмурным и снежным ноябрьским днем в конференции появился такой пост. «В Москве за двое суток необходимо очистить от снега все городские улицы», — заявил первый заместитель мэра в правительстве Москвы Петр Бирюков. — Погодные условия в столице благоприятствуют образованию гололеда на дорогах«.

Он сообщил, что дал необходимые поручения сотрудникам милиции и дорожной службы выдать лопаты и заставлять убирать снег тех водителей, скорость движения автомобилей которых не превышает 35 км/ч и автомобилистов, чьи машины не переобуты в зимнюю резину. Свежую горячую «новость» выловил кто-то из редакторов СМИ, она лавиной прокатилась по многим изданиям и уже к вечеру достигла приемной мэра Москвы, где Юрий Михайлович Лужков долго бушевал в духе: «Какие еще лопаты?!!».

С тех пор мэр в столице сменился, осень стала ранняя, зимы — странные, а сезон массовой переобувки оказался размазанным по календарю и определенных границ не имеющим. Ну, разве что только пики после «дней жестянщика». В Комитете Госдумы по транспорту, где и зародилась идея нового штрафа, считают, что пора это дело прекращать.

По проекту нового закона всякий, катающийся после 1 декабря и до 1 марта на «лете» и после 1 июня и до 1 сентября на шипованной «зиме», обязан внести в казну не менее 2 000 рублей за одну поездку. Регионам, где зима наступает сразу после календарного лета, разрешат устанавливать свои временные рамки переобувки, но не позже общепринятого 1 декабря. Те же деньги в любое время года власти намерены собирать и с любителей ездить «до корда» — резину с недостаточной глубиной рисунка протектора и откровенно «лысую» приравняют к шиповке летом.

Проект закона давно стоит в правительственных планах, поэтому можно не сомневаться, что будет принят и вступит в силу уже 1 декабря этого года. Только работать не будет — в этом абсолютно убежден автомобильный эксперт Игорь Моржаретто: «Нигде в мире, ни в одной стране нет штрафов за „неправильную“ резину. Регламенты есть, а вот штрафов нет. Потом, нужно же учитывать географию нашей страны. Есть Магадан, а есть Сочи, и у каждого региона будут определены рамки своих зимы-лета? Человек выезжает из „лета“ Астрахани и приезжает в „зиму“ Вологды. За что его штрафовать? Закон мутный, к тому же совершенно непонятно, как регистрировать правонарушение. Камеры будут за этим следить? Или дядя с палкой будет останавливать весь поток и рассматривать покрышки? Сведется все к облавам в начале, допустим, декабря на несколько дней. Набежали, отловили и убежали. Все. В остальное время все останется по-прежнему».

Массовые бедствия в сезон начала гололедицы на эстакадах, путепроводах и мостах происходят, в основном, из-за фур — предприятия экономят на покрышках, жалуясь на их дороговизну. Но и на этот случай в Комитете по транспорту есть решительное «но пасаран»: мол, после принятия Техрегламента в 2012 году у отечественных шинников было целых четыре года на то, чтобы расширить ассортимент под потребности всех нуждающихся. Вот к шинникам теперь и все вопросы. Кстати, есть и встречные. Наказуемо ли будет движение зимой на резине АТ (All Terrain), которую многие производители позиционируют и как зимнюю? И как быть с покрышками типа Michelin CrossClimate — летней резиной, сертифицированной для использования в зимний период?