quto.ru
Опубликовано 16 июля 2022, 11:00
4 мин.

Главные признаки того, что сайлентблокам пора на помойку

Разбираемся в том, как обнаружить неисправности в подвеске самостоятельно.
Люди с техническим складом ума без труда скажут, что такое сайлентблок. Действительно, вообразить его не трудно – это резиновая втулка, плотно вставленная, а чаще – привулканизированная к двум стальным обоймам, впрессованным в детали подвески. Своего рода подшипник, только вместо шариков у него – резина. Причём, иногда, эти детали должны поворачиваться друг относительно, а иногда – лишь крепиться друг к другу.
Depositphotos

Почему не напрямую простым болтом, а через резину? Тут ответ дадут те, кто силён в лингвистике. Сайлентблоки, что следует из их названия, должны делать свою работу тихо. Почему? Потому что все смещения происходят в резиновом слое. Это она скручивается, гнётся или растягивается, не давая касаться одной железной части другой.

Конечно, от таких смещений резина постепенно деформируется, сминается, а иногда и рвётся. Но как понять, что сайлентблоки близки к разрушению и не выполняют своих функций?

Ситуация, когда при проезде неровностей тишина от подвески – уже не тишина и слышен явный грохот – крайность. Она говорит о том, что сайлентблок разрушился давно, и Вы просто пропустили начальную стадию этого процесса.

Первый признак, который должен вас напрячь – машина стала «ленивее» рулиться, исчезла прежняя чёткость управления. Конечно, это может произойти и по причине нарушенной геометрии схождения – развала колёс, но гораздо чаще причина такого – смятые, деформированные, и потерявшие упругость сайлентблоки. Рычаги, удерживающие колёса в правильной геометрии «гуляют» как хотят, а вы парируете эти рывки работой рулём.

Главные признаки того, что сайлентблокам пора на помойку

Вторым тревожным симптомом является излишняя размашистость работы подвески при проезде резких коротких неровностей, лежачих полицейских, например. Нет, я не говорю о неисправных амортизаторах. Изношенные сайлентблоки ведут себя по-другому. Они заставляют машину более гулко «ухать» в ямах, и это часто сопровождается небольшим уводом в сторону, особенно если речь идет о креплении задних рычагов.

Легче всего симптомы износа наблюдать на дороге с колейностью. Вот где «пляшущий» автомобиль почти наверняка потребует скорой замены резиновых шарниров.

Но, сайлентблоки бывают не только в подвеске. Они также хорошо изнашиваются в узлах крепления подрамника. Конечно, это случается реже, ведь здесь сайлентблок не скручивается. Но всё же бывает, что на всё тех-же «полицейских» спереди или сзади становится слышен глухой стук. Или при резком разгоне даже проявится лёгкая вибрация – это подрамник сместился настолько, что смог достать до кузова.

Главные признаки того, что сайлентблокам пора на помойку

Самым редким симптомом неисправного резинометаллического шарнира является скрип. Он случается тогда, когда резиновая часть отрывается от внутренней стальной втулки, и сайлентблок превращается в резиновый подшипник. А резина плохо скользит, да и недолго. В общем, если у вас заскрипела подвеска, проверяйте сайлентблоки тоже. Скрип, правда, может случиться из-за плохой затяжки шарнира, что тоже чревато быстрым износом.

Пожалуй, последними сдаются те сайлентблоки, которые задействованы в стабилизаторах поперечной устойчивости. Нагрузки там небольшие, работают стабилизаторы не так часто, поэтому износ резинок там может не случиться и весь срок службы машины. Но, тем не менее, если при резкой перекладке руля из правого виража в левый, вы заметите необычно большую раскачку машины, гляньте на втулки стабилизаторов. Вдруг они «на подходе».

Главные признаки того, что сайлентблокам пора на помойку

Наконец, изношенный сайлентблок довольно легко определить и визуально. Разумеется. Большая их часть скрыта в недрах подвески или подрамников, но некоторые хорошо видны. Например, часто можно рассмотреть самые изнашиваемые сайлентблоки передних рычагов. Если заметите неравномерно выступающий резиновый край, а тем более – торчащие обрывки резиновой втулки, Вам скоро на замену. Более дотошный наблюдатель может диагностировать уставший шарнир по смещению его центрального болта относительно внешней обоймы (в подавляющем большинстве случаев должен быть строго по центру в состоянии нормальной нагрузки автомобиля). Ну и самые «пинкертоны» смогут заметить растрескивание резины, что тоже означает конец ресурса шарнира. Если в вашем автомобиле есть течь масла (что само по себе нехорошо), и оно подтекает на сайлентблок, поводов визита на сервис уже два. Во-первых – устранить течь, а во-вторых – поменять замасленный сайлентблок, поскольку абсолютное большинство их выполнены из немаслостойкой резины, и очень быстро «растворятся» в агрессивной для них среде.

Главные признаки того, что сайлентблокам пора на помойку

Дополним это повествование такой деталью, как «опоры двигателя», которые по-простому называют «подушками». У большинства современных автомобилей они действительно напоминают подушки и не похожи на сайлентблки. Но у бюджетных переднеприводных машин они по форме и по сути – те же сайлентблоки с похожими симптомами износа. Например, если вам удастся заметить трещину в резине опоры рядом с одной из обойм – этот узел просится на замену. Иначе всё те же излишние смещения получит уже мотор, который будет стремиться «выпрыгнуть» из-под капота при резком разгоне.

Одним словом, за свою бесшумность сайлентблоки платят неизбежным износом, признаки которого не сложны, и помогут Вам быстро определить, что настало время визита в автосервис.

Автомобильные новости