Куда дальше: доля китайских машин на рынке России достигла потолка
Как отмечают мировые аналитики, эра быстрого роста в России для Китая завершаетсяОсобенно сильно пострадал импорт из Китая, рухнув на 62%. Этот обвал создал серьёзные проблемы для китайских производителей, которые и так столкнулись с жёсткой конкуренцией и перепроизводством у себя дома. Россия с 2022 года стала одним из основных рынков для Китая и привела его через год к мировому лидерству по экспорту машин — почти пятая часть всех поставок шла на российский рынок.
Теперь же, столкнувшись с со спадом продаж, китайским компаниям приходится активнее искать другие направления. Однако на пути встает растущий торговый протекционизм. ЕС ввёл пошлины до 35% на электрокары из Китая, а США и Канада установили барьер в 100%. Даже Мексика, новый крупный импортёр, рассматривает аналогичные меры.
Доля китайских брендов на российском рынке достигла своего пика в 50-60%. К тому же в будущем вполне вероятно возвращение западных производителей.
Уже сейчас видно влияние ситуации на лидеров: экспорт Geely упал на 8%, у Great Wall — замер, а темпы роста Chery замедлились на 25% относительно показателя прошлого года. На этом фоне BYD, не представленный в России, более чем удвоил глобальные продажи и догоняет Chery, которая всё-таки смогла нарастить поставки на зарубежные рынки на 11%, и пока является главным китайским экспортёром.
В ответ компании диверсифицируют географию продаж. Так, Geely, назвавшая провал в экспорте одним из немногих слабых мест в отчётности, объявила о планах выхода на новые рынки — в Бразилию, Южную Африку и Италию, а также о расширении дистрибьюторской сети.
Как заключают эксперты, автопроизводителям невозможно контролировать экономические циклы разных стран, но можно искать новые возможности, например, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке, чем и начал активно заниматься китайский автопром.
