Статьи5 мин.

Самые таинственные кораблекрушения в истории

Вспоминаем интересные, страшные и даже необъяснимые случаи. Бонусом — жуткий рассказ про корабль-призрак

© Public Domain

Водная стихия красива и опасна. Она может быть тихой, покладистой и ласковой или напротив свирепой и беспощадной. Мировой океан поглотил несметное количество судов всех мастей. По данным ЮНЕСКО, по всей планете под толщей воды покоятся свыше трёх миллионов единиц, причём некоторые завершили своё плавание тысячи лет назад. По мнению некоторых экспертов, обстоятельства гибели и место нахождение как минимум миллиона кораблей остаётся загадкой. Мы же упомянем одни из самых знаменитых и пугающих случаев.

«Уарата» (Waratah)

Британский грузопассажирский пароход был построен в 1908 году и претендовал на то, чтобы стать настоящим «морским волком»: работал на маршруте Лондон — Южная Африка — Австралия. Представляете себе это расстояние? Увы, карьера «Уараты» оказалась очень скоротечной. В июле 1909 года судно с 211 пассажирами и членами экипажа бесследно пропало у африканских берегов по пути из Дурбана в Кейптаун. Произошло это на расстоянии около 14 морских миль (26 километров) от побережья.

Попытки отыскать Waratah не увенчались успехом, хотя он исчез вовсе не посреди Атлантики, а в очерченной зоне. В 80-2000-е годы поиски возобновились, и в 1990-м Южноафриканское национальное подводное и морское агентство сообщило об обнаружении парохода. Правда, позже выяснилось, что исследователи нашли место крушения военно-транспортного корабля Nailsea Meadow, а вовсе не грузопассажирского судна. Загадка исчезновения Waratah по сей день остается не разгаданной.

«Сан-Хосе»

История 60-пушечного галеона испанского флота настолько впечатляющая и драматичная, что по её мотивам впору снимать кино. Корабль был спущен на воду в 1696 году и входил в состав так называемой Золотой флотилии — военно-транспортного каравана Испанской колониальной империи, который доставлял разные сокровища из Нового Света в Европу. В частности, серебро, золото, бриллианты, шёлк, пряности и прочие ценности. Разумеется, «Сан-Хосе» и другие ему подобные судна были желанной добычей для оппонентов.

8 июня 1708 года флотилия вступила в бой с английской эскадрой у побережья Колумбии неподалёку от острова Бару. «Сан-Хосе» не повезло: один из вражеских снарядов попал в трюм с порохом и спровоцировал мощный взрыв. Этот эпизод запечатлён на картине Сэмюэля Скотта «Морская битва при Картахене». Корабль пошёл на дно вместе с золотыми и серебряными монетами, а также изумрудами. Из находившихся на борту 600 человек выжили лишь 11.

На протяжении веков «Сан-Хосе» считался «Святым Граалем» кораблекрушений, поскольку набит сокровищами и оценивается в немыслимые 17 млрд долларов (данные интернет-сайта history.co.uk). История судна известна, как и его судьба. Тогда почему некоторые зарубежные источники считают его одной из загадок? Очевидно, потому что 4 декабря 2015 года президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос заявил, что «Сан-Хосе» был найден Национальными военно-морскими силами Колумбии, но место крушения не раскрыл из-за риска разграбления. В марте 2024 года правительство объявило о плане начать подъём сокровищ и того, что осталось от затонувшего судна с морского дна

«Андреа Дориа»

Помните фильм ужасов «Корабль-призрак» про лайнер Antonia Graza, на борту которого разыгрывается трагедия одна за одной? Интересный факт: у жуткого судна есть прототип с немного созвучным именем. Это итальянский трансатлантический лайнер, построенный на верфях в Генуе в 1950 году и названный в честь адмирала и государственный деятеля Андреа Дориа, происходившего из древнего генуэзского аристократического рода.

Катастрофа произошла 25 июля 1956 года в 45 морских милях к югу от острова Нантакет, расположенного у северо-восточного побережья США. Следовавший из Генуи в Нью-Йорк лайнер в тумане столкнулся со шведским трансатлантическим лайнером «Стокгольм», который двигался из Нью-Йорка в Гётеборг. Итальянское судно затонуло, однако 1660 пассажирам и членам экипажа удалось спастись. Погибли 46 человек. Очевидно, большое количество выживших обусловлено конструкцией. Лайнер был оснащён 16 шлюпками, которые можно было спустить даже при крене в 20 градусов, а его корпус состоял из 11 водонепроницаемых отсеков. Если бы затопило любые два из них, он всё равно остался бы на плаву. Сценарий трагедии понятен, однако её обстоятельства по сей день остаются загадкой. Считается, что «Андреа Дориа» плыла слишком быстра, но команда всё равно могла видеть «Стокгольм» на радаре.

Интересно, что корабль продолжает забирать жизни спустя десятилетия после крушения. Он пользуется популярностью среди опытных дайверов, но, тем не менее, на сегодняшний день при погружении погибли как минимум 22 человека.

«Циклоп»

Согласитесь, было странно вспоминать пропавшие корабли и не заглянуть в печально известный Бермудский треугольник — район в Саргассовом море между южной оконечностью Флориды, Пуэрто-Рико и Бермудскими островами. Здесь исчезают судна и самолёты, причём приверженцы мистических теорий обвиняют в этом инопланетян, а их оппоненты указывают на вполне естественные причины. Например, сложную навигацию, большое количество отмелей и частые штормы.

© Public Domain

Один из самых таинственных инцидентов в зоне зловещего треугольника связан с исчезновением судна «Циклоп», которое построили для американских ВМС за пару лет до начала Первой мировой войны. 16 февраля 1918 года корабль вышел из порта Рио-де-Жанейро и направился на север. На борту находилось 306 пассажиров, члены команды и 10 тысяч тонн марганцевой руды. В районе Барбадоса «Циклоп» вынужденно сделал внеплановую остановку из-за перегрузки. Там его и видели последний раз. Дальнейшая судьба корабля неизвестна. В ходе поисков не удалось найти ни тел, ни обломков. По одной из версий, судно было потоплено немецкой подводной лодкой, но Германия это всячески отрицала. Другая гипотеза, также признанная несостоятельной, намекала на немецкое происхождение капитана и, как следствие, возможную измену. Но у Германии нет никаких записей о нападении или передаче корабля. Впрочем, с уверенностью можно говорить, что потеря «Циклопа» разожгла страх людей перед Бермудским треугольником.

«Мария Целеста»

На десерт и в качестве бонуса жуткая история бригантины, которая в 1872 году… нет, не исчезла и не утонула. Но обо всём по порядку. 5 ноября «Мария Целеста» отправилась из Статен-Айленда, Нью-Йорк в Геную с грузом спирта-ректификата. На борту находился капитан Бенджамин Бриггс, его жена, маленькая дочь и ещё семь человек.

© Public Domain

Четыре недели спустя, в начале декабря «Марию Целеста» нашли без единого человека на борту. Опустевшее судно является классическим примером «корабля-призрака» с необъяснимой историей. Странностей добавляло и то, что в шторм оно не попадало, а в кладовых находился большой запас пищи и воды. Пытавшиеся объяснить произошедшее выдвигали разные гипотезы, вплоть до страхового мошенничества и столкновения с плавающим островом (большой песчаной глыбой). Следует отметить, что с кораблём с самого начало происходили трагические странности. В самом начале карьеры он назывался «Амазонка» и в первом же рейсе неожиданно тяжело заболел и вскоре умер капитан. Позже налетел на рыболовное снаряжение у американского штата Мэн, затем столкнулся с бригом в Ла-Манше и потопил его. Наконец попал в шторм, был выброшен на берег и получил серьёзные повреждения. После был отремонтирован, продан американскому владельцу и переименован в «Марию Целесту».