Статьи

75 полицейских протоколов за одно нарушение

Амеде Болле-младший (слева) и Амеде Болле-старший позируют за рулем автомобиля «Тип № 1» во дворе завода Болле

© Department of Sarthe

За 10 лет до появления Patent-Motorwagen Карла Бенца (известного как первый автомобиль в мире) полиция уже пачками оформляла протоколы на водителя безлошадного транспортного средства, которое тоже называлось автомобилем, хотя и не являлось им в привычном для нас смысле слова.

Амеде Болле мог бы по примеру отца оставаться колокольных дел мастером, но на исходе третьего десятка, в 1875 году, он превратился в первого в мире производителя механических транспортных средств для личного пользования. Тогда же в трудах французской Академии впервые появился термин «автомобиль». Совпадение? Если и так, то очень своевременное.

Амеде Болле (1844–1917), создатель первых в мире паромобилей для личного пользования.

Разработанная Болле модель, получившая название L'Obéissante («послушная» — фр.) представляла собой 12-местный «микроавтобус» очень продвинутой конструкции: шарнирное рулевое управление, независимая подвеска всех четырех колес, вторая пара которых была ведущей.

Болле за рулем L'Obéissante, пилотного в серии компактных паромобилей, Амеде Болле. Его жена со сводной сестрой — на втором ряду.

Однако у L'Obéissante имелась интересная особенность. Водитель располагался по центру спереди, а шофер — сзади. Название должности последнего в данном случае переводится с французского буквально — кочегар. Из тендера он подбрасывал уголек в топку двух раздельных задних паровых машин. Перед подъемами водитель по переговорной трубе просил шофера поднять давление в котлах. Максимальная скорость паромобиля достигала 40 км/ч.

С превышением

Болле решил прорекламировать свое детище в столице и для этого заручился письменным разрешением на передвижение у самого министра общественных работ, Эжена Кайо. Тот предписал изобретателю извещать главных инженеров, ответственных за дорожную сеть, минимум за трое суток до прибытия в тот или иной департамент.

«Водительским удостоверением» Амеде Болле служило подписанное министром общественных работ разрешение на перемещение паромобиля по дорогам общего пользования

Возможно, механизм межведомственных связей дал осечку, и когда в октябре 1875 года L'Obéissante, преодолев за 18 часов 250 км, добралась из Ле-Мана в Париж, столичная полиция взяла Болле в оборот, составив 75 протоколов за превышение скорости, типичной для конных экипажей.

Идея создания на общей технической базе автомобилей с разными типами кузовов (La Mancelle на фото и La Nouvelle), как видим, родом еще из XIX века

La Nouvelle

Оплачивать штрафы изобретателю не пришлось. Прокатившись на паромобиле в качестве пассажира, префект Парижа разрулил ситуацию и позволил L'Obéissante колесить по столичным улицам со скоростью 16 км/ч.

La Rapide разгонялся до феноменальных для 1880-х годов 62 км/ч

Воодушевленный Болле через три года представил La Mancelle (гуж — фр.), у которой расположенная спереди паровая машина через трансмиссионный вал с дифференциалом соединялась с задними ведущими колесами. Эта модель, выпущенная тиражом в полсотни экземпляров, стала первым в мире серийным автомобилем, который даже поставлялся на экспорт в Австрию, Великобританию и Германию.

Мощь пара

В 1880 году линейку пополнила версия La Nouvelle с закрытым застекленным кузовом. Годом позже появилась La Rapide, которая в соответствии со своим названием продемонстрировала невероятную скорость, выйдя из минуты на километровой дистанции.

1879 год. Семейство Болле в дорожном поезде La Marie-Anne

Впрочем, Болле пробовал свои силы и на другом направлении. В 1879 году был представлен наземный автопоезд La Marie-Anne, у которого ведущими являлись не только задние колеса тягача, но и тендера-полуприцепа. Паровая машина этой сцепки развивала 100 л.с., что позволяло на равнине перевозить грузы до 100 т или в 35 т при наличии 6-процентных подъемов.

Выполненный в 1885 году по заказу маркиза Эрве де Брока 16-местный дилижанс Mail-сoach с 50-сильной паровой машиной стал последним в линейке паромобилей Амеде Болле

Семейство французских паромобилей, вероятно, могло бы расширяться и дальше, но в 1885 году появился тот самый Patent-Motorwagen Карла Бенца с двигателем внутреннего сгорания, и, надо отдать должное Болле, он сделал правильные выводы, переориентировав свое предприятие на выпуск железнодорожных локомотивов.