Статьи4 мин.

Что новый законопроект МВД простым водителям готовит

Формулировки изменились, но суть осталась прежней

© Depositphotos

МВД опубликовало текст приказа под названием «Об утверждении Порядка осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения». Документ содержит ряд любопытных моментов, о которых должен знать каждый российский водитель. Именно этим законом после его окончательного утверждения будут руководствоваться инспекторы при взаимодействии с простыми автомобилистами.

Quto ознакомился с проектом закона, размещённым на сайте regulation.gov.ru. Документ будет находиться на этапе общественного обсуждения до 18 июня 2021 года и придёт на смену приказу МВД №664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» от 2017 года. В ведомстве уточнили, что проект приказа создавался как с учётом предложений региональных подразделений ГИБДД, так и с «учётом анализа проблемных вопросов, возникающих при осуществлении надзора». Остановимся на самых важных и резонансных для российских граждан пунктах.

Когда инспекторы могут останавливать транспорт

В соответствии с текстом приказа, останавливать транспортные средства граждан можно будет во всех перечисленных ниже случаях. А именно:

  • при наличии данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения (ориентировка, информация от дежурного, других нарядов и участников дорожного движения);

  • наличии данных об использовании транспортного средства в противоправных целях и при основании полагать, что оно находится в розыске;

  • необходимости опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

  • для привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;

  • для привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

  • при необходимости использования транспортного средства;

  • для временного ограничения или запрещения движения транспортных средств;

  • для обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;

  • для оказания содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий;

  • при проведении мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий (на основании распорядительных актов);

  • при возникновении угрозы безопасности дорожного движения, создаваемой неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ;

  • при необходимости проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз;

  • при необходимости проверки документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске.

© Depositphotos

Нетрудно заметить, что существенных изменений в данной области не произошло - часть формулировок подверглась коррекции. Важно, что инспекторам разрешено останавливать транспортные средства в случае фиксации фактов правонарушений с помощью приборов, а также на основании сведений автоматизированных информационных систем и интегрированных банков данных органов внутренних дел.

Поломки, при которых водитель обязан прекратить движение

В новом законе перечислены поломки, при выявлении которых инспектор обязан отстранить от участия в дорожном движении неисправный транспорт. За неподчинение, в соответствии со ст. 19.3 КоАП «Неповиновение требованию сотрудника полиции», водителям по-прежнему грузит административный арест сроком на 15 суток.

Прекращать движение водители будут обязаны при следующих поломках:

  • неисправность тормозной системы;

  • поломка рулевого управления;

  • неработоспособность водительского стеклоочистителя в дождь или снег;

  • неработоспособность фар в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости;

  • неработоспособность сцепления.

При выявлении поломок дальнейшее движение транспортного средства запрещается до устранения неисправности либо изменения погодных условий (фары, стеклоочистители). Формулировка звучит следующим образом: «сотрудник вправе потребовать от водителя прекратить движение транспортного средства до устранения соответствующих неисправностей или условий».

Скрытый надзор и засады в кустах

В новом документе официально легализуется так называемый скрытый надзор за нарушителями – с помощью инспекторов в штатском, на автомобилях без цветографической раскраски. Важно, что такие лица смогут лишь фиксировать нарушения и передавать информацию своим коллегам с целью дальнейшей остановки транспортного средства и составления протокола.

© Depositphotos

Скрытый патруль может, в частности, фиксировать факт разговора по телефону за рулём, опасное вождение, выезд на полосу встречного движения, превышение скорости и многое другое. Транспортные средства скрытых инспекторов обязаны находиться на балансе ведомства. Охотиться на незаконопослушных граждан на личных авто стражи правопорядка разрешения не получили.

Некоторые СМИ поспешили объявить о запрете ловли нарушителей с помощью засад из кустов. В действительности данный запрет в документе чётко не прописан. С одной стороны, «при надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы патрульный автомобиль или сотрудник был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения», с другой, «на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений Правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети». Словом, в действительности никакой революции, как минимум, не случилось.