Статьи

Эксперт: места дешёвому бензину в России нет

© Александр Воронцов/QUTO

Накануне вице-президент «Лукойла» Леонид Федун заявил, что стоимость литра бензина в России может составлять 20 рублей. Однако для этого требуется соблюдение важного условия – курс национальной валюты должен быть высоким. Чтобы понять, насколько это утверждение корректно, мы пообщались с вице-президентом «Независимого топливного союза» Дмитрием Гусевым.

Представитель «Лукойла», напомним, выразил мнение, что если евро будет стоить 20 или 30 рублей, и даже если 50, то бензин в России будет продаваться по 20. Поверить в это действительно сложно, поскольку цена топлива внутри страны зависит далеко не только от курса национальной валюты.

По словам вице-президента «Независимого топливного союза» Дмитрия Гусева, мечтать о снижении цены горючего в России явно не стоит. В этом нет смысла с точки зрения самого государства. Специалист обозначил фундаментальные моменты, о которых нельзя забывать, говоря о ценообразовании.

На сегодня я не вижу смысла для снижения цен на топливо. Во-первых, государство само задало механизм изменения цен на топливо, который говорит о том, что розничные цены на АЗС не могут расти больше, чем уровень инфляции: цена плюс уровень инфляции плюс налоги. Государство само с одной стороны поднимает налоги, которые индексируются ежегодно, с другой стороны государственный же Центробанк таргетирует инфляцию на достаточно высоких уровнях. Поэтому даже на системном, фундаментальном государственном уровне ценам на бензин априори предлагается рост, а не снижение.

Гусев Дмитрий
Вице-президент «Независимого топливного союза»

Россия, как и большинство других стран, уже начала процесс декарбонизации, то есть перехода на альтернативные, более экологичные источники энергии, оставляющие меньший углеродный след. Для перехода на новые технологии нужны фундаментальные стимулы.

Выполнение различных государственных программ, начиная с программы энергоэффективности, заканчивая расширением использования газа, как СУГ, так и метана (в принципе всё это достаточно спорные программы по декарбонизации, то есть снижению выбросов углерода) невозможно при дешёвом бензине. Если бензин дешёвый, никто не будет переходить на метан. Точно так же инвестиции в электро- и водородный транспорт требуют достаточно больших объёмов и вложений. Если топливо дешёвое, нужно на системном уровне всем сказать: «Господа, вы можете вкладывать деньги хоть в водород, хоть в солнечные паруса для полёта на Марс, но мы считаем, что мы нашу экономику будем поддерживать низкими ценами на топливо», но тогда не декларировать ни развитие электротранспорта, ни развитие водородных технологий, ни развитие газомоторной техники. Всеми регуляторами и органами исполнительной власти декларируется переход на более экологичные виды топлива – метан, водород, электричество, – соответственно, бензин и дизель должны стоить на уровне рынка. Люди никогда не примут разумное решение, пока традиционные виды топлива будут дешёвыми. Пока газ стоит дешевле, люди будут переходить на газ. Или на водород и электричество, которые дают меньший углеродный след. Логики в дешёвом бензине в свете текущих стратегий страны я не вижу, и места ему нет.

Гусев Дмитрий
Вице-президент «Независимого топливного союза»

Сегодняшняя стоимость бензина в стране, по словам эксперта, определяется в основном налогами и сборами. В этом нет ничего уникального. Точно так же работает механизм ценообразования и в других странах. От существующих налогов власти в обозримой перспективе вряд ли откажутся.

С моей точки зрения, Федун сделал достаточно популистское заявление. Суть в том, что литр бензина может стоить и 10, и 150 рублей. По большому счёту, во всех странах – как в России, так и везде – цена бензина зависит от фискальных условий. На сегодня мы прекрасно понимаем, что больше 60% (65%) в цене бензина – это налоги. Те же самые акциз, НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и НДС. Безусловно, если из 50 рублей сегодня не брать 30 рублей налогов, то бензин будет стоить 20 рублей. Формально, если вычесть из цены все налоги, он так и стоит. Но с учётом того, что мы прекрасно понимаем, что это никогда не будет сделано – раз, во-вторых, смысла в этом нет – два (смысла в этом государство не видит: это один из основных источников пополнения бюджета), говорить об этом, наверное, не совсем разумно, равно как и о том, что бензин в России может стоить, как в Венесуэле – 6 копеек. Я не вижу ни большой инвестиционной активности, ни эмиграции в Венесуэлу, хотя бензин там очень дешёвый. К чему это было сказано (представителем «Лукойла», прим. ред.), я, честно говоря, не знаю. Может быть, нужно было привлечь внимание, может быть, наоборот его отвлечь. Я считаю, что цена в 20 рублей теоретически возможна, но сегодня она в принципе нереальна, с учётом того, что стабильных источников пополнения бюджета нет. Я не думаю, что в ближайшем будущем, в ближайшей перспективе, государство откажется от налогообложения топлива.

Гусев Дмитрий
Вице-президент «Независимого топливного союза»