Статьи

Эксперты назвали самый безопасный тип перекрестка. У нас таких нет

© IIHS

Эксперты со всего мира неустанно ищут оптимальные решения для дорог, которые помогут снизить количество ДТП и вместе с тем не станут причиной заторов. За океаном такое решение нашли. Национальный институт дорожной безопасности США (IIHS) изучил дорожную ситуацию в Кармеле, штат Индиана, и выяснил, что благодаря необычному кольцевому пересечению типа «двойная слеза» в городе резко сократилось число аварий, а дороги стали свободнее.

Эффект кругов

Кармель, прозванный «городом круговых перекрестков», может похвастаться самым большим их количеством в США – более сотни. Неудивительно, что именно там появились перекрестки типа «двойная слеза» (или «собачья кость»).

По данным экспертов IIHS, эксперимент оказался более чем удачным: количество несмертельных аварий снизилось на 84%, а всех ДТП – примерно на две трети. В совокупности «слезы» и стандартные круговые перекрестки уменьшили аварийность на 47%.

Чтобы получить данные, эксперты института изучили информацию о трафике на 64 различных круговых перекрестках за два года до и после их постройки. Среди них – 21 двухполосный и 33 многополосных перекрестков, а также 10 типа «двойная слеза». Ранее большинство этих пересечений были стандартными и регулировались светофорами.

© IIHS

Как это работает

Круговые перекрестки снижают аварийность, так как длительный поворот с малым радиусом заставляет водителей сбрасывать скорость. Самые жесткие столкновения – боковые правые, лобовые и при повороте налево – почти исключены, так как автомобили не движутся перпендикулярно друг другу.

Перекрестки типа «двойная слеза» работают схожим образом. Они представляют собой круг, сплющенный в центре, или две каплеобразные круговые секции. Секрет эффективности такого строения в том, что его можно применять в аварийноопасных местах – к примеру, там, где обычные дороги пересекаются с высокоскоростными магистралями, отмечает вице-президент по исследованиям IIHS Джессика Киччино.

Отчасти этим и объясняются впечатляющие результаты: перекрестки такого типа в Кармеле обустроили в местах пересечения с автострадами, где до переоборудования фиксировали много аварий – куда больше, чем на обычных городских пересечениях.

© IIHS

Но есть нюанс

Как и любое решение, повсеместная установка «кругов» не лишена недостатков. В целом они снизили аварийность, однако в случае с многополосными кольцевыми перекрестками результат иной: общее число ДТП, напротив, возросло.

Увеличение количества мелких аварий на таких пересечениях говорит о том, что водителям сложнее ориентироваться на них. Более ранее исследование IIHS, в котором эксперты рассмотрели два многополосных круговых перекрестка в Беллингеме, штат Вашингон, показало, что более 40% автомобилистов не знали, с какой скоростью нужно ехать и с какой полосы правильно выезжать.

© IIHS

С другой стороны, более масштабное изучение проблемы показало, что со временем ситуация улучшается: число происшествий уменьшалось в среднем на 9% в год, что говорило о том, что автомобилисты постепенно привыкают и к сложным «кругам».

На результаты исследования могло повлиять и то, что Кармель – небольшой городок с всего 100 тысячами жителей. Далеко не факт, что то же решение подойдет для мегаполисов-миллионников и не выльется в многокилометровые пробки, особенно если учесть период адаптации.

© Depositphotos

Жители довольны

В зависимости от типа перекрестка кольцевые развязки могут снизить загруженность дорог на целых 90%, отметили специалисты. Это замечают и люди: для большинства жителей Кармеля более значимым изменением стало не снижение аварийности, а уменьшение пробок. Поэтому они благосклонно отнеслись к переоборудованию перекрестков, несмотря на временное неудобство во время стройки и дополнительные расходы для города.

Более того, некоторые из них теперь чувствуют раздражение, подъезжая к обычным четырехсторонним или Т-образным перекресткам: дело в уже ставших редкостью для местных водителей светофорах, перед которыми скапливаются машины.

«Люди, выступающие против круговых перекрестков, обычно просто не живут здесь и потому не имеют представления об их эффективности. Кармель не похож ни на один другой город. Я могу проехать через него от начала до конца и так и не встретить ни одного обычного перекрестка», – рассказал 38-летний житель Кармеля Брэндон Ласт.