Статьи

Как шведы заново изобрели ДВС: два литра, три цилиндра и 600 сил

Koenigsegg

Вместо Женевского автосалона мы в марте 2020 года получили огромное количество онлайн-презентаций. Одной из самых запоминающихся стала премьера "семейного" суперкара Koenigsegg Gemera.

Главной фишкой шведского чуда стал новый трехцилиндровый мотор объемом 2,0 литра с двойным наддувом. Его мощность составляет 598 сил (440 кВт), а крутящий момент достигает 600 Нм в диапазоне от 2000-7000 об/мин. Он построен по технологии без распределительных валов.

Технология эта не нова - Koenigsegg представил свой первый мотор с этой технологией в 2016 году и назвал ее QamFree. Как нетрудно догадаться из названия, речь идет о "свободных" клапанах, открытием и закрытием которых управляет не распредвал, а пневмоэлектрические актуаторы, установленные а каждом клапане.

Над технологией работали инженеры Koenigsegg, китайско-израильского стартаппа Qoros и шведской фирмы FreeValve AB, которая ответственна за большую часть работы.

Собственно пневмоэлектрические актуаторы представляют собой небольшой цилиндр, давление в котором регулируется электроникой. Это позволяет произвольно менять как их подъем, так и момент открытия/закрытия.

Новый движок Koenigsegg называется Tiny Friendly Giant (TFG) и способен работать на самом разном топливе. Koenigsegg заявляет, что при использовании биоэтанола углеродный след (то есть загрязнение СО2) у двигателя пропадает. Он становится экологически нейтральным.

Каждый из пары турбокомпрессоров двигателя имеет "свои" выпускные клапаны цилиндров. На низких нагрузках включается лишь одна турбина, а вторая подключается для достижения максимальной мощности.

Крутой особенностью TFG является возможность электроники принудительного перехода к циклу Миллера. Степень сжатия при этом снижается, что позволяет использовать энергию расширяющихся в цилиндрах газов. Это и является залогом сниженного расхода топлива и высокой термодинамической эффективности мотора.

Для трехцилиндрового мотора TFG еще и необыкновенно "чист". По сравнению с традиционными движками "на три горшка", TFG чище на 60%. Экологичность обеспечивается как раз клапанами, которые настроены на внутреннюю рециркуляцию отработанных газов и смешивание их со свежим воздухом.

У него есть даже своеобразная технология отключения цилиндров, которая просто закрывает все клапана на отдельном цилиндре для экономии топлива. В будущем за открытие/закрытие клапанов будет отвечать искусственный интеллект.

Все эти новшества на безусловно очень дорогом моторе, который сам по себе весит всего 70 кг, позволяют сделать его самым технологически продвинутым сред всех ДВС. Его расход топлива на 15-20% ниже, чем у среднего двухлитрового мотора с прямым впрыском.