Статьи

Тест-драйв SEAT Leon: Двоемыслие

Популярность испанского бренда SEAT на российским рынке находится в зачаточном состоянии. И если интересующиеся автомобильным миром энтузиасты знакомы с подконтрольной «Фольксвагену» компанией, то остальная часть потенциальных клиентов «Сеата» понятия не имеют, что представляют собой автомобили с загадочным шильдиком S на кузове. «Кьюто» провел неделю с хэтчбеком SEAT Leon и попытался разобраться во внутреннем мире испано-немецкого творения.

Популярность испанского бренда SEAT на российским рынке находится в зачаточном состоянии. И если интересующиеся автомобильным миром энтузиасты знакомы с подконтрольной «Фольксвагену» компанией, то остальная часть потенциальных клиентов «Сеата» понятия не имеют, что представляют собой автомобили с загадочным шильдиком S на кузове. «Кьюто» провел неделю с хэтчбеком SEAT Leon и попытался разобраться во внутреннем мире испано-немецкого творения.

В то время как Европа месяц за месяцем отчитывается о повсеместном падении продаж на внутренних рынках, Россия остается одной из немногих стран, реализация машин в которой сохраняет устойчивый рост. Поэтому позиция «Сеата», решившегося открыть в 2012 году для себя столь перспективный рынок с чистого листа, абсолютно понятна. Руководство Volkswagen, в свою очередь, решило поддержать амбициозные планы испанцев, однако функцию контроля за продажами и маркетингом доверило российскому представительству немецкого концерна. Итоговой стала формула, при которой годами испробованные на российских клиентах технологии продаж «Фольксвагена» и «Шкоды» попали в руки парней из Барселоны. И уже сейчас плоды совместной работы видны невооруженным глазом.

Главный упор в SEAT решили сделать на обновленную Ibiza, пользующуюся популярностью в странах Евросоюза. Действительно, «Ибицу» представили во всех возможных модификациях, включая «заряженную» пятидверку FR и экзотический для России универсал. И если спрос на 150-сильную турбированную «зажигалку» вполне может оправдать ожидания дилеров, то «сарай» B-класса полон успеха оказаться на нижней строчке статистики продаж.

Другой знаковой моделью, которая должна привлечь к бренду покупателей, является Leon. Это полноценный хетчбэк гольф-класса, в возможностях которого ввязаться в борьбу с Ford Focus, Mazda 3 и Opel Astra. С одной лишь оговоркой: у законодателей моды имеется наработанная за годы продаж аура успешности, которой испанец лишен начисто.

Стоит заметить сразу, что внешность не является козырем «Леона». Ни один человек, впервые увидевший его спереди, не выразил хоть сколь-нибудь иного мнения, отличного от критики. Большие фары совершенно не гармонируют с сплющенной фальшрадиаторной решеткой, из-за чего Leon невольно напоминает человека, крайне неудачно прижатого дверьми уходящего трамвая. Профиль и задняя корма дизайнерам из Барселоны удались заметно лучше. Ручки задних дверей помещены в верхнюю часть кузова, как бы намекая о предрасположенности к сегменту псевдокупе, возвышающемуся над привычными пятидверними хетчбэками.

Благодаря умеренным размерам колесных арок даже базовые 16-дюймовые колеса смотрятся вполне приемлемо. За доплату в 16 150 рублей SEAT может укомплектовать Leon 17-дюймовыми колесами с размерностью резины 225/45. Для любителей низкопрофильной резины в списке опций присутствуют колеса размерностью R18, доплата за которые составит 45 787 рублей.

В случае, если резкие перестроения для вас сродни глотку минеральной воды в знойный день, рекомендуем отказаться от 16-дюймовых колес — маневрировать на них особо желания Leon не изъявляет. Базовые колеса вкупе с покрышками не позволяют машине делать то, на что она действительно способна в затяжных поворотах и крутых виражах.

Моторная гамма «Леона» в России весьма ограничена. Наша страна абсолютно лишена дизельных силовых установок, которые в Европе представлены моторами объемом 1,6 (90 и 105 лошадиных сил) и 2,0 литра (140 и 170 сил). Для российского рынка испанцы предлагают исключительно бензиновые двигатели, среди которых как проверенные долгими годами «атмосферники» 1,4 и 1,6 MPI мощностью 85 и 102 лошадиные силы для крайне неспешного передвижения, так и наддувные моторы TSI объемом 1,2 и 1,4 литра, а также хорошо знакомый поклонникам VAG турбодвигатель 1,8. Мощность турбоагрегатов составляет 105, 125 и 160 сил соответственно.

В выборе трансмиссий SEAT не позволяет сильно разгуляться. Атмосферные силовые установки агрегатируются исключительно пятиступенчатой МКПП, начальные турбированные моторы — «механикой» с шестью передачами, а топовый 160-сильный двигатель можно заказать только с семидиапазонным роботом DSG.

Для фанатов особо динамичной езды испанцы припасли модификацию Leon FR, оснащенную 2-литровым турбомотором TSI, выдающим 211 лошадиных сил в паре с более надежной преселективной коробкой DSG с шестью ступенями. Эта КПП, в отличие от «семиступки», оснащается двумя мокрыми сцеплениями.

Переходя от теории к практике, стоит упомянуть несколько моментов. Интерьер «Сеатов» всегда был камнем преткновения при выборе машин этой марки. Самое мягкое, что можно сказать о внутреннем убранстве, это «практично». Немцы настояли на соблюдении корпоративной простоты и порядка, в результате чего внутри «Леона» ты просто... Находишься. Не пребываешь в восторге, не впадаешь в кому, а просто присутствуешь. О нем можно сказать тоже, что и о среднестатистическом человеке, идущим в среду в середине рабочего дня на очередной бизнес-ланч. Ничего приметного, ни капли вычурного, ни грамма вседозволенного.

Картина должна поменяться с приходом в модельный ряд обновленного SEAT Leon, который уже не раз мелькал на страницах западной прессы. Не стоит ожидать особых перемен в моторной линейке и выборе трансмиссий, однако экстерьер и интерьер должен претерпеть существенные изменения. Как ожидается, хетчбэк станет более динамичным и эмоциональным, получит общую с Audi A3 и VW Golf модульную платформу MQB, на задние двери вернутся законные ручки, фары и фонари получат светодиодную оптику, но главное — салон. Он, несмотря на всю свою «фольксвагеновность», вполне способен понравится публике.

Вернемся к тестовому автомобилю. Казалось бы, о какой динамике можно говорить, когда под капотом «Леона» скрывается 1,4-литровый моторчик мощностью 125 лошадиных сил. Но именно в этом и кроется главный козырь «Сеата» — спринты, о которых соседи по потоку узнают лишь на светофорных поединках в черте города. Незамысловатая аббревиатура TSI часто заставляла гоняться за красным «Леоном» владельцев хетчбэков гольф-класса, но особенно часто были замечены владельцы Ford Focus и Mazda 3. Раз за разом, от потока к потоку в зеркале заднего вида представал очередной водитель, усердно вглядывающийся в загадочный шильдик на крышке багажника машины. Иногда эти поездки чередовались односложными переговорами в промежутке между красным и зеленым сигналами светофора.

Диалог с участниками по потоку строится по шаблону, в котором недоумение возникает от слов «Сеат, 125 лошадей, 1,4 литра». Не верят владельцы 2-литровых Мазд, отмахиваются водители 2-литровых «Фокусов». Но стоит светофору переключиться в разрешающую фазу, как популярный гольф-класс остается на лопатках.

Обратимся к техническим характеристикам. Мощность как «Фокуса», так и «Трешки», составляет внушительные 150 лошадиных сил против 125 у «Леона». Однако крутящий момент «Сеата» равняется 200 Нм, доступным в диапазоне от 1 500 до 4 000 оборотов, в то время как Ford и Mazda выдают свои максимальные 202 и 187 Нм лишь на 4 тысячной отметке.

В городе, с его частыми ускорениями и торможениями, малообъемный турбомотор «Леона» выглядит куда выигрышнее конкурентов.

На трассе машина уверенно набирает скорость вплоть до 160 километров в час, однако затем динамика ощутимо снижается. Для того, чтобы достичь заветных 197 километров в час, которые SEAT называет максимальной скоростью, потребуется множество стечений обстоятельств, одно из которых заключается в попутном ветре, а другое в отсутствии сотрудников ГИБДД.

Шестая передача, которой оснащаются все наддувные моторы «Леона», сильно спасает при дальних передвижениях и катастрофически утомляет в городском ритме. Отчего-то испанские конструкторы решили, что владельцы экстравагантных «Сеатов» при любом удобном случае с остервенением примутся за экономию топлива, разъезжая по городу исключительно на повышенной передаче. Будете следовать рекомендациям бортового компьютера и действительно сэкономите лишний литр на сто километров пробега. Но, спешим расстроить, сделать этого вы не сможете, да и не захотите, лишь только окунетесь в моментный коридор наддувного мотора. Лишние 30 рублей? Пф-ф, цена банки «Колы»!

В управлении «Леоном» одновременно восторгаешься и упрекаешь. Прекрасный ход коробки передач компенсируется дурацким топливными экономистом. Ощущение от легкого и информативного рулевого колеса с электроусилителем сменяется раздражением от постоянно переключающихся кнопок, которые расположены чересчур близко к ободу и при хвате на 9 и 3 часа так и норовят поставить проигрываемую песню заново. Забавные боковые электрозеркала заднего вида отчего-то лишены границы, показывающей хотя бы одну из мертвых зон. Интересный багажник с шильдиком S при открытии с ключа вовсе не раскрывается, а только разблокирует замок, из-за чего вам все равно придется открывать его вручную.

И мы пришли к выводу, что SEAT таков во всем. Будь это еще один «Гольф», понравился бы он людям? Стал бы также популярен? Думаем, что нет. В «Сеате» должно быть что-то от ангела и дьявола, он должен сочетать в себе немецкую практичность и испанский темперамент. Вольфсбургское сердце и барселонский нрав. Он интересный и харизматичный, но в то же время странноватый и даже дикий.

Изменится ли аура SEAT Leon с появлением обновленной модели? Узнаем уже скоро на открывающемся в конце сентября международном автомобильном салоне Mondial de l’Automobile в Париже.

Петр Магера, Кьюто.Ру