Авторамблер

50 лет АвтоВАЗу: как все начиналось

Ровно 50 лет назад, 20 июля 1966 года, было принято Постановление о строительстве автомобильного завода в городе Тольятти. А уже 19 апреля 1970 года с главного конвейера сошли первые шесть машин ВАЗ 2101

Ровно 50 лет назад, 20 июля 1966 года, было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров №558 о строительстве автомобильного завода в городе Тольятти. А уже 19 апреля 1970 года с главного конвейера сошли первые шесть машин ВАЗ 2101. Так начиналась история крупнейшего на данный момент российского автоконцерна.

ВАЗ 2101, он же «Копейка», выпускался в разных модификациях вплоть до 1984 года и стал родоначальником целого семейства заднеприводных автомобилей, последний из которых, ВАЗ 2107 сняли с производства всего 4 года назад.

Из-за внешнего сходства принято считать, что первая ВАЗовская модель является точной копией Fiat 124, на самом деле, это заблуждение. Автомобиль получил множество доработок, причем значительных – усилен кузов, нижнеклапанный мотор заменен на верхнеклапанный, полностью заменен задний мост (взамен реактивной трубы установлена новая пятиштанговая конструкция), заменена карданная передача, доработана коробка передач, усилены и изменены многие детали подвески. Так что скорее, «Копейку» верно будет назвать автомобилем, построенным на базе Fiat, а не его копией.

«Копейка» быстро полюбилась Союзным гражданам, и не только – более 57 тысяч машин отправились на экспорт в страны Социалистического содружества. Поставлялись автомобили и во Францию, Австрию, Швейцарию, и даже в Ливан и Нигерию. Специально для Великобритании была разработана и выпускалась праворульная версия – в ней усиливалась подвеска с правой стороны, чтобы компенсировать перераспределение массы.

Выпускалась и версия для милиции – автомобиль комплектовался 1,5-литровым мотором мощностью 75 лошадиных сил. В гражданские руки такие машины не продавались, зато их закупала полиция Венгрии.

^Полиция Венгрии на «Копейке»

В 1975 году, спустя 5 лет с начала выпуска, «Копейка» могла получить модернизацию – был разработан дизайн обновленного автомобиля с условным названием ВАЗ 2101-80. Примечательно, что по задумке художника машина должна была получить, в том числе, двухдверную версию. Но до дела не дошло, и «Копейки» продолжали выпускать неизменными еще почти 10 лет. За 14 лет производства было выпущено немногим менее 5 миллионов машин.

^Так мог выглядеть рестайлинг первой ВАЗовской модели

Популярны разлетевшиеся по всему миру «Копейки» и по сей день. Например, в Эфиопии – это самая популярная машина такси. На Кубе первую ВАЗовскую модель также используют как такси, там методом полукустарного производства пятиместные автомобили переделывают в лимузины.

^Эфиопское такси

Есть у ВАЗ 2101 свои поклонники и в России – ряд коллекционеров ставит задачу сохранить машину в заводском состоянии. Не менее популярны они и у любителей тюнинга – «Копейки» переделывают в дрифт-кары, и даже строят на их основе машины для скоростных заездов.

В сети ходят слухи, что АвтоВАЗ, или одна из его дочерних компаний в Тольятти, планируют выпустить к 2020 году - юбилею «Копейки» - лимитированную версию новых автомобилей «по мотивам» своей первой модели. При традиционном дизайне эти машины могут получить новые 1,8-литровые моторы и полный набор современного оснащения, в том числе, системы безопасности. Никакого официального подтверждения от АвтоВАЗа этой информации нет.

В официальном сообщении автозавода значится только, что празднование юбилея АвтоВАЗа продлится 4 года: «кульминацией станет 19 апреля 2020 года – 50-летие выпуска первого автомобиля». А пока к 50-летию завода выпущена юбилейная серия автомобилей Vesta и XRAY. Машины отличаются красно-черной отделкой салона, особыми колесными дисками и дополнительным логотипом. Выпущено по 500 экземпляров каждой модели.

^Фото: autowp.ru

Нравится Авторамблер? Подпишитесь на нас во ВКонтакте и Facebook.