Авторамблер

Какой стала Toyota Corolla через 50 лет после рождения

Hyundai Elantra и VW Golf давно прописались в списке самых продаваемых машин и подбираются к японскому седану. Чем ответит Toyota?

«Я не понимаю, как она может провалиться. Лучшее слово, которым я могу описать „Короллу“ — свежая. Она меньше моделей Volkswagen, но дешевле и мощнее», — так писал в июне 1968 года про только что вышедшую на американский рынок Toyota Corolla редактор Popular Mechanics Роберт Кроссли. Но, кажется, даже оптимистично настроенный журналист не представлял, чего на самом деле добьется Corolla за свою полувековую историю.

1973 год. Члены ОАПЕК отказываются поставлять нефть странам, которые поддержали Израиль в военном конфликте с коалицией арабских государств. В списке попавших под эмбарго, конечно же, были и Соединенные Штаты Америки. Запасы топлива сокращаются, а стоимость горючего растет с каждым днем. Разворачивается топливный кризис.

«Сегодня я прошу, чтобы все автозаправочные станции прекратили продажу топлива с девяти часов вечера субботы до полночи воскресенья каждую неделю, начиная с 1 декабря. Еще один наш шаг — введение по всей стране ограничения скорости для автомобилей в 50 миль в час. Мы ожидаем, что такая мера позволит сэкономить 200 тысяч баррелей бензина ежедневно», — заявил 25 ноября 1973 года президент США Ричард Никсон.

В 1973-м неповоротливые монстры из Детройта почти не использовали на своих моделях двигатели, рабочий объем которых составлял хотя бы два литра: в ходу были многолитровые монстры. Генри Форд-второй и вовсе был уверен, что маленькие машины означают маленькие прибыли.

Пока большая тройка придумывала очередной гениальный план своего спасения, не шедший в разрез с их принципами и ценностями, появившаяся за несколько лет до этого на рынке США Corolla превратилась не просто в конкурента другим импортным автомобилям, а в реальную угрозу для моделей, позиции которых казались незыблемыми. Американцы по-прежнему покупали машины, но расход топлива вдруг перестал быть бесполезной информацией в буклете.

Дешевая (около 1700 долларов), надежная, простая в эксплуатации «Королла» в 1974 году была признана журналом Science and Mechanics одной из лучших машин на время топливного кризиса. Потому что аппетит версии с двигателем 1.2 составлял всего 7,6 литра на сто километров пробега.
Для сравнения, самый маленький мотор Chevrolet того времени — «четверка» 2.3 на «Веге» — потреблял 12,2 литра на «сотню».

Второй шанс «Тойоте» не понадобился. Прошло полвека и уцепившаяся когда-то за топливный кризис Corolla теперь самый продаваемый автомобиль в мире. Уже реализовано более 43 миллионов единиц, из которых 1,3 миллиона — только в 2015 году. Это всего на 300 тысяч машин меньше, чем суммарные продажи автомобилей всех марок в России за те же 12 месяцев.

Читать далее