Полицейские "перехватчики", которые трудились в СССР
Сперва "заморские деликатесы" вкушали главы государства – достаточно вспомнить императорский гараж, пристрастия Сталина и Брежнева. Но десятилетия спустя высокая честь выпала, наконец, и стражам правопорядка…
Американские первопроходцы
Известно, что впервые на территорию СССР иностранный страж порядка "просочился" в начале 70-х годов. Причем не абы что, а внушительный Ford Galaxie Wagon police package. По легенде, его презентовал Советскому Союзу сам президент США Ричард Никсон. Но никаких доказательств причастности лидера Штатов к этому событию, однако, нет. Поэтому более правдоподобная версия заключается в том, что автомобиль просто купили.
Интересно же, что у заокеанских коллег входу. Впрочем, в Госавтоинспекции Ford служил крайне недолго, а потом просто исчез. То ли он попал в ДТП и его не смогли восстановить, то ли машина оказалась неприспособленной к суровым погодным условиям - неизвестно.
Правда, вскоре у ГАИ появился еще один "американец" - Ford Transit. Этот микроавтобус был, что называется, по уши напичкан различными интересными штуками, превратившими машину в лабораторию криминалистов на колесах. Как ее использовали в работе (да и использовали ли?), тоже толком неизвестно. Единственный факт, доказывающий, что Transit появлялся в СССР – статья в газете.
Затем появился еще один заокеанский Dodge серии "B", причем в грузовой вариации Tradesman 200. Эта машина, в зависимости от модификации, могла оснащаться силовыми агрегатами, чей рабочий объем варьировал от 3,7 до 7,2-литров. Какой именно Dodge оказался у нас, история умалчивает.
Немецкие "догонялки"
И если появление всех остальных машин носило скорее случайный и хаотичный характер (никто всерьез не рассматривал их как полноценных "рабочих лошадок"), то вот с Mercedes-Benz история другая. Автомобилей в кузове W108 было приобретено несколько штук. Одна часть была покрашена в желтый цвет, другая – в черный. Известно, что машины попали в пользование наиболее успешных инспекторов.
Они разъезжали по улицам на автомобилях версии 280SE, которая оснащалась рядной "шестеркой" с рабочим объемом 2,7-литра. Затем, правда, в линейке появились моторы V8 и объемом в 4,5-литра.
Учитывая, что "Мерседесы" попали в СССР в 1975 году, а сняли их с производства в 1972, были они не новые. Поэтому, какими силовыми агрегатами располагали, опять-таки точно неизвестно.
Спустя год прибыла партия Mercedes-Benz W116 версии 350SE. Причем передавал их ГАИ бывший федеральный канцлер ФРГ Вилли Брандт, который в то время являлся председателем международного объединения социал-демократических партий — Социалистического интернационала.
Автомобили оснащались 3,5-литровым двигателем, выдававшим 200 л.с. Из "фишек" можно отметить радио и телефон. Использовались они в качестве сопровождения, причем не только в Москве, а еще в Ленинграде и Киеве. Их главный, скажем так, парад состоялся во время Олимпиады в Москве в 1980 году.
Примерно тогда же в СССР попали и два "баварца" серии Е3. Известно, что одна машина находилась в Москве, другая – в Ленинграде. Под их капотами стояли 3-литровые силовые агрегаты, выдававшие 180 л.с. Кстати, одна из этих BMW засветилась в популярном сериале "Следствие ведут Знатоки".
Были на службе ГАИ и другие "баварцы". Например, BMW 5-серии в кузове Е12. Доподлинно известно о двух машинах (белой и желтой), оснащенных 2-литровым двигателем мощностью в 117 л.с.
В 80-х годах добралась до СССР BMW 5-серии в кузове Е28. Эти автомобили, оснащенные 150-сильными моторами, использовали для борьбы с превышением скорости на дорогах.
Не забыли советские инспекторы и о Audi 80 в кузове B2. Эти машины были закуплены в довольно приличном количестве. Известно, на дорогах СССР встречалось порядка 50-ти "немцев".
А весной 1979 года в Киеве побывали немецкие парни из Verkehrsdienst. Визит представлял собой обмен опытом. А в конце советское руководство подарило гостям патрульную "Ладу", оснащенную прогрессивным роторно-поршневым мотором Ванкеля. Аналогичного подарка у немцев не нашлось и они пообещали, что называется, исправиться. И вскоре в Киеве появился Mercedes-Benz W123. Правда, он был окрашен в бело-зеленые цвета (такие у полиции ФРГ), да и надписи все были на немецком.
Но все-таки, наверное, самым необычным и экстравагантным иностранным автомобилем, служащим в ГАИ, являлся Porsche 911 Targa. Причем таких машин было две.
Они были окрашены в желто-синие цвета Госавтоинспекции и получили мигалками с сиренами. Одна из машин вскоре бесследно исчезла, а вторую передали на изучение специалистам из АЗЛК.
И вскоре ее следы благополучно затерялись.
Что потом?
Когда СССР развалился, в страну хлынули иномарки. Например, была закуплена большая партия заднеприводных 6-местных Ford Crown Victoria. По одной из версий, из приобрели только по одной причине – они являлись штатными машинами американских полицейских.
Вначале 00-х в Россию попало несколько Nissan Cedric девятого поколения. И все они, естественно, осели в ДПС Владивостока. Эти машины, оснащенные системой полного привода ATTESA E-TS, на протяжении долгих лет верой и правдой служили местным инспекторам.
А в Казани у местной службы ДПС есть на вооружении BMW X5 M. Внедорожник оснащен 8-цилиндровым бензиновым мотором с рабочим объемом 4,4-литра и мощностью в 575 л.с. Чтобы разогнаться до 100 км/ч ему требуется чуть более 4 секунд. А максимальная скорость ограничена электроникой на отметке в 250 км/ч. В общем, далеко не каждый лихач сможет потягаться в скорости с этим "баварцем".
В 2011 году в Москве незадолго до официального начала Moscow City Racing по улицам вальяжно проезжал Maserati GranTurismo MC Stradale. Но вот после мероприятия, "итальянец" исчез, и никто его больше не видел.
А вот осенью 2015 года жителей России поразил автомобили петербургских инспекторов. Они показались на суперкаре Audi R8. Машина была окрашена в соответствующие бело-синие цвета и имела характерные надписи. R8 оснащался мощным силовым агрегатом на 430 л.с. А до 100 км/ч он разгонялся менее чем за 5 секунд.
Естественно, появились вопросы. Поэтому начальники ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области вынуждены были объяснить появление столь дорогого автомобиля. Оказалось, что его на полгода ДПС передал один из автосалонов для обеспечения безопасности ПМЭФ-2016. И когда мероприятие завершилось, "переодевшийся" автомобиль проследовал в обратном направлении.
Почти идентичная история произошла и с еще одним спорткаром из Петербурга - Porsche 911. Его еще в начале 2000-х годов для тестовой эксплуатации ДПС передал один из автосалонов.
А потом про него забыли. Поэтому Porsche 911 в черно-белом обмундировании продолжил патрулировать улицы Северной столицы. Правда, выезжает он лишь по большим праздникам.
Числится на службе ДПС и единственный электрокар - Mitsubishi i-MiEV. Причем к его услугам решило обратиться руководство УГИБДД МВД по Республике Татарстан.
Столь неожиданный выбор был сделан ради рекламы "завтрашнего дня", а точнее, продвинутых технологий. Электрокар выбирается на улицы Казани исключительно в теплое время года и занимается обыденной работой – патрулированием.
Павел Жуков