История5 мин.

Как водка, вёсла и находчивость спасли мотоциклы «Урал»

Ирбитские «колясычи» продолжают пользоваться уверенным спросом со стороны заграничных покупателей.

Урал М-67-36

© ИМЗ

В чём секрет международного успеха мотоциклов «Урал». Мотоциклы «Урал» претендуют на звание самой «долгоиграющей» колёсной техники под российской маркой. Разбираемся, в чём секрет успеха российских «Уралов». 17 ноября ирбитский завод отметит 82-летие своей деятельности, и пока не собирается закрываться. Правда, некоторое время назад сборку пришлось перенести из России на территорию соседей — в Казахстан.

Для большинства россиян «Урал» — герой детства. Мотоцикл, на котором, возможно, катался ваш дед или папа. Этих тогда ещё «динозавров» можно было встретить в любой деревне, на них же перемещались милиционеры. А ещё это непременные герои едва ли не любого отечественного фильма про войну.

Урал-2 М-63

© ИМЗ

Невероятно, но факт: практически точно такие же мотоциклы, как и 70 лет назад, можно купить и сегодня — новыми и блестящими, прямо с завода. Как такое возможно? Сразу оговоримся, речь идёт уже о сильно модернизированных и осовремененных мотоциклах, сохранивших в первую очередь конструктив и узнаваемый облик.

Впрочем, основные узлы и агрегаты у них — всё те же копии, некогда сделанные с немецкого BMW R71 образца 1938–1941 годов прошлого века. Да и собираются «Уралы» практически на коленке, силами сотни сотрудников, с использованием старых технологий и столь же несовременного оборудования.

Урал Турист

© ИМЗ

Но и новья на «Уралах» немало — вот уже несколько лет на мотоциклы ставятся тормоза Brembo, электроника Bosch и Delphi, подшипники SKF и прочие комплектующие именитых производителей. Покрывают рамы и коляски порошковой краской, предоставляя клиентам более 60 вариантов расцветки.

В дополнение «колясычи» снабжают... сногсшибательными ценниками. В Штатах, где и реализуется основная масса эксклюзивной продукции, за отечественные мотоциклы хотят и вовсе около 30 тысяч долларов. Нонсенс! Ведь за эти деньги легко можно приобрести гораздо более надёжные и современные «Харлеи» или «Дукати».

Ural Gaucho Rambler

© ИМЗ

Но факт остаётся фактом — «Уралы» берут и считают крутыми! Судите сами: «Урал» — единственный мотоцикл, оснащаемый коляской с завода, единственный, имеющий формулу 2×3 (коляска имеет отдельный привод), наконец, эту технику можно эксплуатировать в любую погоду, хоть в −30, если здоровья хватит, разумеется.

Вот и выходит, что конкурировать «старичку» не с кем и незачем, посему и ломить за него можно столько, сколько совесть позволяет. Секрет исправной отгрузки отечественных мотоциклов в США, Канаду, Японию и многие другие страны прост: вокруг них создали правильную ауру и своеобразный культ маркетологи ирбитского производителя.

Несколько эксклюзивных опций, привязка ограниченного (а каким ещё может быть производство, которое выпускает не более пяти мотоциклов в день) тиража к знаковому событию — и вот уже к дилерам поступает уникальный продукт, которого нет больше ни у кого в мире.

Так в 2012 году в США привезли «Уралы» с веслом. Их ценники были вполне сопоставимы с весьма навороченными японскими байками. Для успеха на рынке отечественному мотозаводу потребовалось лишь снабдить ограниченную серию «Ямал» деревянным аксессуаром для гребли.

Стоимость байка, изданного тиражом в 50 экземпляров, начиналась от 14 200 долларов. На весло нанесли шутливую надпись на английском языке, гасящую:

«В случае чрезвычайной ситуации Если вы прочли это, вы заехали слишком далеко на лёд, и он не выдержал. Нам очень жаль! Чтобы выбраться обратно живым, вы можете последовать нашим советам:

— снять с себя всю одежду — это поможет сконцентрироваться;

— отсоединить коляску, запрыгнуть в неё и грести, как чёрт;

— спасти вашу собаку — она лучше вас умеет находить путь домой;

— если начнёте тонуть, примените подушку сиденья в качестве плавсредства».

К выходу седьмого фильма «Звездных войн» ирбитский завод выкатил модель «Тёмная сторона силы» («Dark Force»), выполненную в стилистике культовой картины. Мотоцикл, дополненный световым мечом, вызвал ажиотаж по всему миру, так как его пропиарил актёр Эван МакГрегор.

Исполнитель роли Обивана Кеноби в первых трёх частях саги «Звёздные войны», в шутку попросил скидку на этот «Урал». «Переходите на тёмную сторону... у нас есть коляски!», — звучал один из слоганов лимитированной серии «Ural Dark Force» на сайте Ирбитского мотоциклетного завода.

В комплектацию байка помимо 3-дюймового телескопического светового меча вошли:

— светодиодная передняя фара,

— чёрная покраска,

— чёрный выхлоп с керамическим покрытием,

— цельное седло,

— водостойкий багажник в задней части коляски (82 литра).

25 экземпляров по 15 000 долларов за штуку — только для жителей США. Беспроигрышно!

Урал «Мир» 2015 года также был выпущен всего в 20 экземплярах и получил название в честь программы космического сотрудничества между США и Россией «Мир-Шаттл». Ветровое стекло Урал «Мир» регулируется по углу наклона. Камуфляжную расцветку заменили на белый металлик с названием Orbital White Metallic.

В комплектацию вошла солнечная панель, закреплённая на коляске мотоцикла. Её можно было использовать для питания всевозможных аксессуаров. Нос коляски украсили мощными светодиодами. Разумеется, спецверсия получила инструкции на случай ЧП: для этого нужно было считать QR-код, размещённый поверх гаечного ключа.

Таким образом можно было получить все необходимые инструкции для спасения, включая клип из фильма «Армагеддон». Стоимость такого байка достигала 16 999 долларов.

© ИМЗ

Очередная уникальная модификация для США (в количестве 25 штук) — Ural Ambassador Limited Edition. Прикоснуться к России жители Нового Света смогли благодаря уникальной «аптечке», включающей настоящую русскую водку «Первая помощь», рыбку и жевательную резинку.

Этот аксессуар нельзя приобрести отдельно, а в Европе он предлагается по цене 85 евро. В дополнение к уникальной опции шли такие полезные фишки, как окрашенные в чёрный цвет двигатель и коробка передач, коврики в коляске и встроенный в неё багажник, полог для коляски, канистра и многое другое.

Стоит ли говорить, что при такой ауре эксклюзивности «Урал» просто не могут не пользоваться спросом. Ценителем отечественных раритетов был в своё время Саддам Хуссейн, выкупивший 1 500 мотоциклов (а примерно столько завод собирает их ежегодно) для армейских нужд. Не побрезговал купить отечественную технику и Брэд Питт.

Словом, владеть «Уралом» сегодня дозволено далеко не каждому. Если обнаружите такой мотоцикл в доставшемся по наследству сарае, не спешите его выкидывать. Лучше оснастите байк пулемётом Максим или капканом на медведя и продайте за океан. Только не забудьте написать шутливую инструкцию, которая поднимет ценник до заоблачных высот.

Для справки отметим. В апреле 2022 года руководитель отечественной компании «Урал» Илья Хаит объявил о планах перенести производство мотоциклов из Ирбита в Казахстан. Новая площадка располагается в Петропавловске, а сборка «колясычей» стартовала на этой неделе.

Топ-менеджер пояснял, что решение перенести производство русских байков из России было вызвано санкциями, из-за которых большая часть комплектующих перестала поставляться на предприятие. Кроме того, из-за ограничений производитель не смог бы экспортировать технику на главные рынки сбыта.